главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н. Радугина В.С.

Липецкий государственный технический университет, Россия

Проблемы ведения налогового учёта на малых предприятиях

Малые предприятия, для которых характерно субъектное единство функций собственника, управляющего и предпринимателя, обладают дополнительной мотивацией к инвестиционной активности. Для того, чтобы развитие российской экономики приобрело инновационный характер, необходимо добиться как увеличения числа малых предприятий, так и повышения эффективности работы уже существующих субъектов малого бизнеса. Гибкий капитал малых предприятий активизирует предпринимательские функции, особенно на этапе выхода предприятия на рынок, малые размеры предприятия облегчают проведение инноваций вплоть до личного контроля предпринимателя-автора инновации на всех этапах её внедрения. В результате именно малое предпринимательство оказывается наиболее приспособленным для осуществления инноваций.

Однако инновационный потенциал малых предприятий в современных российских условиях остается не в полной мере реализованным в силу действия ряда институциональных факторов: высоких административных барьеров, высоких транзакционных издержек, функциональной неприспособленности разнообразных элементов существующей производственной, технологической, рыночной, информационной инфраструктуры, а также финансово-кредитных институтов к потребностям малого предпринимательства.

Серьёзным ограничением развития малого бизнеса является недостаточная компетентность управления, которая зачастую наблюдается на малых предприятиях. Имея ограниченный или односторонний опыт, руководители малых предприятий не всегда принимают оптимальные с экономической точки зрения решения.

Как правило, субъекты малого бизнеса имеют весьма ограниченный финансовый потенциал, не позволяющий им использовать труд высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учёта, налогообложения и иных отраслей знаний, в связи с чем субъект оказывается неспособен разобраться в сложнейшей системе российского законодательства, регулирующего вопросы осуществления финансово-хозяйственной деятельности, делая его бизнес уязвимым для многочисленных контролирующих органов и недобросовестных конкурентов. Сложность и несовершенство налогового законодательства, жёсткий контроль его соблюдения приводят к тому, что вся деятельность бухгалтерской службы на малом предприятии направлена на то, чтобы рассчитать причитающиеся к уплате суммы налогов и избежать внимания со стороны налоговых органов.

В результате, с одной стороны, остаётся нереализованной одна из главных функций бухгалтерского учёта – обеспечение информацией процесса управления организацией. Несовершенство нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учёта, аудита и налогообложения малых предприятий приводит к некачественному отражению информации в бухгалтерском учёте и отчётности малого предприятия и, как следствие, к неадекватному восприятию той или иной информации.

С другой стороны, налоговый учёт на малых предприятиях не ведётся вовсе или ведётся недостаточно качественно. Практически не используются возможности налогового планирования и экономии налоговых платежей, предоставляемые как общим, так и специальными режимами налогообложения.

Данная ситуация объясняется рядом особенностей организации учётной работы на малых предприятиях. В первую очередь следует отметить незначительное либо полное отсутствие разделения труда среди работников бухгалтерских служб малых предприятий. В большинстве случаев на малом предприятии все бухгалтерские функции выполняются одним должностным лицом, бухгалтером. Одновременно на бухгалтера возлагается ряд смежных, а иногда и вовсе несвойственных ему функций, которые на средних и крупных предприятиях выполняются отдельными подразделениями. На малых предприятиях на бухгалтерию возлагается обязанность по ведению кадрового учёта, решению юридических вопросов, подготовки проектов договоров, оформлению пакета документов, необходимых для получения кредитов и иных заёмных средств, составлению бизнес-планов, выполнению функций финансового менеджмента.

Вполне объяснимо, что в подобной ситуации бухгалтер чаще всего стремится к тому, чтобы сократить объём выполняемой работы. На практике зачастую бухгалтерский и налоговый учёт ведутся таким образом, чтобы облегчить и упростить сам процесс учёта, независимо от того, как подобное упрощение влияет на финансовые показатели работы предприятия. Например, при использовании упрощенной системы налогообложения многие предприятия в качестве базы выбирают доходы и платят налог по ставке 6%, хотя при выборе базы «доходы минус расходы» ставка налога в Липецкой области составляет 5%. Это объясняется тем, что бухгалтера стремятся избежать трудоёмкого учёта расходов.

Ещё одной проблемой является проблема недостаточной квалификации бухгалтеров, работающих на малых предприятиях. Очевидно, что малые предприятия, с одной стороны, не имеют достаточных средств для того, чтобы нанять квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, с другой, работа на таких предприятиях зачастую не является престижной, даже при наличии определённых средств, которые могут быть направлены на оплату труда такого специалиста. Кроме того, работники стараются избегать малые предприятия в силу общеизвестной нестабильности их деятельности.

Таким образом, с одной стороны, крайне тяжело привлечь в бухгалтерию малого предприятия квалифицированного специалиста по налоговому учёту. С другой – незначительное разделение труда приводит к тому, что такой специалист, даже если он найден, оказывается загружен несвойственными для него функциями.

Проблемы недостаточного профессионализма в управлении отдельными сферами деятельности малых предприятий и, в частности, проблемы неквалифицированного ведения налогового учёта являются одной из основных причин, ограничивающих развитие малого бизнеса. Во многом эти проблемы могут быть решены за счёт ассоциаций малых предприятий, но, к сожалению, в настоящее время в России такие организации выполняют, в первую очередь, представительские функции и в меньшей степени ориентированы на решение проблем, возникающих в ходе текущей деятельности малых предприятий. Однако они могут выполнять управленческие, консалтинговые и исследовательские функции, что в конечном итоге усилит организационные возможности каждого члена ассоциации.

Аутсорсинг является необходимым условием профессионального выполнения ряда функций на малых предприятиях и, в частности, позволяет обеспечить ведение на должном уровне бухгалтерского и налогового учёта. Для конкретного малого предприятия использование услуг сторонних специалистов связано с дополнительными затратами, как на поиск специалиста, так и на оплату его работы. Посредничество ассоциаций малого бизнеса позволило бы не только снизить расходы на поиск специалистов, имеющих необходимую квалификацию, но и привлечь профессионалов более высокого уровня. Также необходимо отметить, что постоянное сотрудничество обычно обходится дешевле, чем единовременное привлечение специалиста. Кроме того, сотрудничество на постоянной основе с ассоциациями малых предприятий позволяет специалисту получить опыт и дополнительную квалификацию именно в области работы с малыми предприятиями. При прочих равных условиях, посредничество ассоциаций в привлечении специалистов и централизация вышеназванных функций позволяет малым предприятиям получить услуги более высокого качества при меньших затратах.