Каталог статей

Ягмур Е.А., Кавчук К.Ю.

Учет гудвилла

В настоящее время существует огромное количество предприятий, фирм, компаний, которые приобретаются, продаются, при этом возникают сложности с определением цены предприятий. Чаще всего, балансовая стоимость предприятия значительно ниже рыночной. Это происходит от того, что в процессе деятельности фирма, компания приобретает некий авторитет. Популярность, репутацию  и т.п. все это можно объединить в одно понятие «гудвилл», который, согласно международным стандартам учета, представляет собой разницу между затратами по приобретению (инвестированию) и долей инвестора в справедливой (оценочной) стоимости идентифицируемых активов и обязательств над затратами по покупке компании [1.], то есть между покупной и рыночной ценой предприятия. Таким образом, исследование данного участка является актуальным в данный момент.

Особенностям учета гудвилла посвятили  свои работы такие зарубежные и отечественные ученые как Френсис Уильям, Иоганн Фридрих Шер, Фрэнсис Пикслей, Соколова Н.А., Титаренко Е.Б. и другие. Однако на этом участке еще существуют некоторые проблемные моменты, а именно порядок признания и оценки приобретенного гудвилла, отражение его в учете и другие.

Целью статьи является разработка рекомендаций по отражению в учете операций, связанных с приобретением и списанием гудвилла.

Согласно и международным, и украинским стандартам учета гудвилл относится к нематериальным активам. Однако данный объект учета обладает целым рядом особенностей, отличающих его от "традиционных" нематериальных активов:

· Гудвилл не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемое имущество, которым нельзя распоряжаться отдельно от предприятия. Оно не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на праве собственности;

· отсутствие у гудвилла вещественной формы не вызывает сомнения, в то время как у других нематериальных активов элемент вещественности присутствует: товарные знаки имеют графическое изображение, фирменные наименования и лицензии оформлены документально, ноу-хау подтверждаются технической документацией;

· все нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости по сумме фактических затрат, связанных с приобретением, или каким-либо другим образом в зависимости от способа оплаты. В то же время стоимостной измеритель гудвилла является довольно условным. В отчетах некоторых британских компаний можно встретить статью "Деловая репутация", в которой проставлена символическая сумма в 1 & (при измерителе баланса в 1000 &). Это означает, что репутация имеется или была, но ее стоимость не определена или списана;

· нематериальные активы используются длительное время, в течение которого их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. При этом первоначальная стоимость нематериальных активов в текущем учете не подлежит изменению, кроме случаев установленных законодательством Украины, а в балансе они отражаются по остаточной стоимости. Стоимость гудвилла можно списать (погасить), но при этом предприятие не лишается самой репутации. По международным стандартам бухгалтерского учета гудвилл так же, как и нематериальные активы, отражается в текущем учете по первоначальной, а в балансе - по остаточной стоимости. Однако сейчас существует тенденция переоценки гудвилла в текущем учете. Об этом свидетельствует принятый в США стандарт FAS № 142 "Бухгалтерский учет гудвилла и нематериальных активов", отменяющий амортизацию и предписывающий проводить ежегодно анализ и переоценку гудвилла с одновременным списанием суммы уценки на расходы компании.

    Существует несколько методов,  которыми  компания    может отразить приобретение гудвилла в своих отчетах. Стандарт SSAP-22 и 

допускает выбор одного из двух возможных методов:

    а) Приобретенный неосязаемый актив можно сразу же  удалить  из  отчетов путем  списания  его  за  счет  резервов.  При  использовании  этого  метода приобретенная стоимость  гудвилла  получает  такой  же  статус,  что  и  уже существующая деловая репутация компании.

    б) Приобретенную стоимость гудвилла можно записать как актив  в  баланс приобретенной компании .  В  этом  случае  данный  неосязаемый  актив  можно постепенно списать в течение расчетного срока его полезной службы.

    В Украине, согласно П(с)БУ № 19 «Объединения предприятий» гудвилл отражается при покупке предприятия по его остаточной стоимости и эта стоимость впоследствии уменьшается ежемесячно посредством начисления амортизации на протяжении срока полезного использования, но не больше 20 лет. Таким образом невозможно использовать преимущества первого метода, среди которых имеются следующие:

    Главное  преимущество  списания  неосязаемого  основного  капитала  при приобретении заключается в том, что баланс освобождается от актива,  который обычно считается сомнительным. Поскольку на постоянное  существование  этого актива полагаться нельзя и поскольку это не  тот  актив,  на  который  могут рассчитывать  кредиторы,   немедленное   списание,   естественно,   является наиболее  благоразумной  политикой.  Эта  методика  отражает  точку  зрения, согласно которой денежная оценка  гудвилла  по  существу  является  премией, выплачиваемой при покупке, т.е. разовой затратой, а не активом.

    Во-вторых,  необходимость   немедленного   списания   денежной   оценки приобретенного гудвилла объясняется  тем,  что  в  балансе  не  отображается денежная  оценка  существующего  гудвилла.  Далее  баланс  одной   компании, которая  разрастается  путем  приобретения  других  предприятий  (и  которая поэтому  может  показывать  в  балансе  приобретенную  стоимость  гудвилла), нельзя надлежащим образом  сравнить  с  балансом  другой  компании,  которая расширяется только за счет внутренних резервов (и у которой,  следовательно, нет стоимости приобретенного гудвилла).

Таким образом, учет признания и оценки приобретенного гудвилла играет большую роль в оценке всего предприятия. Искусственное завышение или же занижение стоимостной оценки гудвилла негативно сказывается на адекватность отражения стоимости предприятия. Выбор методики учета гудвилла в международной практике позволяет предприятию самому решить содержать на балансе такой сомнительный актив или же нет, чего нет в национальной практике. Таким образом, содержа гудвилл как актив предприятие якобы искусственно завышает свои активы, что может ввести в заблуждение кредиторов, инвесторов и других заинтересованных лиц, потому как гудвилл- это скорей премия, выплачиваемая при покупке компании, нежели актив. Сложность  учета и начисления амортизации гудвилла еще состоит в том, что он не может быть достоверно определен и переоценен на протяжении последующих отчетных периодов, с момента его приобретения. Из всего вышеперечисленного следует, что в практику отечественных предприятий необходимо внедрить так же и второй метод учета гудвилла, регламентируемый международными стандартами.

Литература:

1. Соколова Н.А. Экономическая природа гудвила. Статья. Вестник Санкт-Петербургского Университета Сер. 5. Вып. 3 (№ 21), 2004

2. [сылка более недоступна}

3. Титаренко Е.Б. Гудвилл в соответствии с МСФО. Источник: ИА Клерк.ру