Каталог статей |
Саенко Ж.Э. Проблемы оценки конкурентоспособности и эффективности деятельности организаций сферы услугВ настоящее время сфера услуг становится все более значимой в российской экономике, так как она занимает значительную долю валового внутреннего продукта страны, благодаря ей создаются многочисленные рабочие места, пополняется государственный бюджет налогами и сборами. Именно сфера услуг выступает той движущей силой экономики, которая концентрирует различные инновационные разработки в виде своевременного и качественного оказания услуг тем потребителям, которые в них нуждаются. Сфера услуг является весьма разнородным сектором экономики.Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - один из видов деятельности услуговой направленности. ЖКХ - это многоотраслевая сфера хозяйствования, к которой относятся как организации, поддерживающие жилищный фонд в надлежащем состоянии (производители жилищных услуг), так и организации, специализирующиеся на оказании услуг коммунального характера (производители коммунальных услуг). Специфика отрасли ЖКХ заключается в разномасштабности и разнотипности хозяйствующих субъектов. Кроме того, уникальность деятельности субъектов ЖКХ состоит в незамещаемости, неисключаемости, комплексности и незаменимости оказываемых услуг, их ярко выраженной социальной направленности, отсутствии вещественной формы произведенных услуг и в зависимости их объема производства от потребления, а также в разноуровневости управления и ведомственной разобщенности. Одним из субъектов - производителей жилищно-коммунальных услуг являются организации лифтового хозяйства. Высокий уровень локализации производства и потребления лифтовых услуг в сочетании со значительной территориальной разобщенностью обслуживаемых объектов, требующих круглосуточной надежной эксплуатации и выполнения работ оперативно-аварийного характера, позволяет сделать вывод о специфических особенностях данной отрасли. Все эти и другие особенности организаций лифтового хозяйства требуют дополнительных знаний в области оценки эффективности и конкурентоспособности их деятельности, хотя многие существующие подходы применимы и к данным услугам, но их использование часто отличается. Перед любой организацией лифтового хозяйства стоят как минимум две основные задачи, которые постоянно приходится решать с целью обеспечения конкурентоспособности и эффективности ее деятельности, а, следовательно, целостности и выживаемости на рынке данного вида услуг. Одной из таких задач является повышение качества оказываемых услуг, а другой – снижение затрат на оказание этих услуг, и та организация, которая сможет реализовать свои задачи с большей эффективностью становится наиболее конкурентоспособной. Проблема оценки конкурентоспособности и эффективности деятельности организаций лифтового хозяйства становится все более актуальной, в связи с возрастанием объемов производства услуг, увеличением доходов от их хозяйственной деятельности, повышением занятости в этой сфере, что в свою очередь приводит к усилению конкуренции между аналогичными организациями. Анализ имеющихся методов оценки конкурентоспособности и эффективности деятельности организаций сферы услуг, позволил сделать вывод, что все они построены на раздельном их расчете. В связи с тем, что эти показатели имеют одинаковое значение для организаций, необходимо разработать инструментарий позволяющий определить оптимальное соотношение данных показателей с целью повышения качества оказываемых услуг и снижения затрат на эти услуги. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является одним из главных факторов успеха в бизнесе и обеспечении экономической безопасности. Любая организация должна стремиться с помощью своих потенциальных возможностей, с одной стороны - к улучшению результатов своей хозяйственной деятельности, а с другой – к максимальному удовлетворению требований рынка. Главными факторами, определяющими конкурентоспособность организации, являются ее потенциальные возможности, степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособными услугами и результаты ее хозяйственной деятельности. При разработке конкурентной стратегии организации лифтового хозяйства приоритетное место отводится оценке ее конкурентоспособности. На наш взгляд, при оценке конкурентоспособности организации лифтового хозяйства целесообразно использовать только те методы, которые дадут всестороннюю характеристику данной организации в зависимости от выбранных факторов и позволят определить пути повышения эффективности ее деятельности.
Литература:
1. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2005. 2. Аракелян А.О. Институциональные проблемы развития сферы жилищно-коммунальных услуг // УЭкС, 1/2010. 3. VII Всероссийский форум руководителей ЖКХ. Лифтовая секция // [сылка более недоступна} |