Каталог статей |
Бутрина Ю.В. Корреляция логистических затрат и уровня обслуживания предприятияДанная статья подготовлена в рамках госзаказа Минобразования и науки РФ «Организационно-экономическая сущность инновационного ресурсосберегающего управления предприятием» 2012–2014 гг.
Одним из аспектов эффективности предприятия является логистическая эффективность (ЛЭ) – показатель, отражающий величину логистических затрат, необходимых для достижения 1% уровня обслуживания: . (1) Единица измерения показателя – рубль/ %. Так как логистические затраты необходимо сокращать при одновременном повышении уровня обслуживания потребителей, то значение показателя должно стремиться к минимуму. С помощью этого показателя можно измерить эффективность цепи поставок, одного предприятия, так и одной функциональной логистической области предприятия (закупки, производство, сбыт) и одной логистической операции (разгрузка, перемещение груза и т.п.). Рассмотрим логистическую кривую (рис. 1). При повышении уровня обслуживания до определенного уровня логистические затраты растут линейно, а затем экспоненциально. Показатель ЛЭ применительно к данной кривой означает касательную, проходящую через какую-либо точку кривой, то есть существует множество таких касательных. Касательная означает угол наклона логистической кривой на данном отрезке. На разных участках логистической кривой значение показателя логистической эффективности меняется, так как меняется угол наклона кривой.
* – оптимальное значение Рис. 1. Логистическая кривая В зоне I показатель является низким относительно зон II, III, IV и V, т.к. на низкий уровень обслуживания требуются небольшие затраты. В зоне II он незначительно увеличивается. Затем в зоне III его величина останавливается и далее даже уменьшается, т. к. действует определенный эффект накопления опыта, эффект масштаба. Затем на уровне около 70–80% (зона IV) происходит рост показателя, т.к. кривая характеризует снижение отдачи от вложенных затрат; все дороже обеспечить высокий уровень обслуживания, когда каждый дополнительный процент уровня обслуживания может быть достигнут только благодаря экспоненциальному росту затрат. Зона V характеризует низкую затратоотдачу в виде дополнительного увеличения уровня обслуживания, на уровне 90% и выше сервис становится невыгодным. Эксперты считают, что при повышении уровня сервиса от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы увеличиваются на 14%. Кроме того, потребителям может не требоваться очень высокий уровень обслуживания, а значит и очень дорогостоящий, означающий, например, минутную точность поставки, которая часто не является необходимой или требуется очень малому количеству клиентов. Если рассматривать не уровень обслуживания как интегральный показатель, а одну из его составляющих, например, готовность к поставкам, то для повышения готовность системы к поставкам с 78 до 79%, логистические затраты на содержание страхового запаса нужно увеличить примерно на 5%. Теоретически предприятие может выполнять заказы в любой зоне в зависимости от уровня обслуживания или работать не во всех сегментах по причине отсутствия спроса при данном уровне обслуживания, или по другим объективным и субъективным причинам. Кроме того, можно найти обратный показатель, то есть отдачу в виде уровня обслуживания (в процентах) на 1 рубль затрат. Внутри каждой зоны, а также на участке, состоящем из двух и более зон, или между двумя любыми точками можно рассчитать коэффициент логистической эластичности (КЛЭ). Его суть состоит в том, чтобы определить величину дополнительных затрат, необходимых для достижения заданного уровня обслуживания: , (2) где Логистические затраты1 – логистические затраты после изменений; Логистические затраты0 – логистические затраты до изменений; Уровень обслуживания1 – уровень обслуживания после изменений; Уровень обслуживания1 – уровень обслуживания до изменений. Величина показателя (2) может колебаться на всем протяжении логистической кривой. Это означает, например, что для повышения уровня обслуживания на разных участках логистической кривой на одинаковую величину требуются разные по величине дополнительные затраты. Так, на участке II потребуется меньшие затраты, чем на участке V, так как в последнем случае наблюдается низкая затратоотдача в виде дополнительного увеличения уровня сервиса. Если рассматривать экономию затрат, связанных со снижением уровня обслуживания, то при равном сокращении логистических затрат на разных участках, величина снижения уровня обслуживания будет больше на участке с изначально более высоким уровнем обслуживания. Т. е. можно говорить о логистической эластичности и неэластичности участков кривой. В условиях нарастания интеграционных процессов необходимо оценивать и оптимизировать затраты не в отдельной логистической системе, а в их упорядоченной совокупности в рамках цепи поставок. Тогда известная логистическая кривая будет отражать цепь логистических издержек – процесс аккумулирования затрат на создание и продвижение продукта от исходного поставщика материальных ресурсов до конечного потребителя (рис. 2).
Рис. 2. Цепь логистических издержек Таким образом, данный подход позволяет оптимизировать логистические затраты и уровень обслуживания в рамках системы и цепь издержек в границах интегрированных предприятий. Литература: 1. Бутрина, Ю.В. Метод оценки уровня обслуживания в цепи поставок / Ю.В. Бутрина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». Выпуск 16. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – № 39(215). – С. 99–105. 2. Бутрин, А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов интегрированных предприятий: монография / А.Г. Бутрин, В.И. Цаплин, Ю.В. Бутрина. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 240 с. 3. Butrina, U. Optimierung der Logistikkosten und Servicegrades im Unternehmenslogistiksystem (Метод оптимизации затрат, уровня обслуживания и поставок в логистической системе предприятия) / U. Butrina, V. Gorschenin // Dinamics and Sustainability in International Logistics and Supply Chain Management: Proceedings of the 6th German-Russian Logistics and SCM Workshop DR-LOG 2011 in Bremen. – Guvillier Verlag, Goettingen 2011. – p. 382–391. |