Каталог статей

Воронько А.И. , Кравцова Л. В.

Инновации как главный фактор конкурентоспособности предприятий

Масштабы и скорость развития международного экономического кризиса предопределили, что в эпоху интеллектуальной экономики именно инновации являются мощным инструментом сохранения позиций отечественных производителей на внутренних и внешних рынках. От того, насколько быстро предприятие реагирует на новые требования к деятельности и выпускаемой продукции, зависит успешность его функционирования.

Теоретические аспекты проблемы инновационного развития раскрыты в научных работах таких известных исследователей как Том Питерс,                       И. Анософф, Й. Шумпеттер, Федулова Л.И., Козаченко А.В., Гринев В. Ф. Вместе с тем, в настоящее время в Украине не создано эффективных моделей управления инновационным развитием национальной экономики на микро- и макроуровне. В погоне за быстрой прибылью большинство украинских предприятий не рассматривают инновации как инструмент устойчивого развития. В связи с этим, целью статьи является обоснование роли инноваций в повышении конкурентоспособности отечественных предприятий в кризисных условиях.

Глобальный экономический кризис поставил на грань выживания национальную экономику: предприятия сокращают выпуск продукции, закрываются; стремительно растет количество безработных в Украине. Чрезмерная зависимость отечественного производства и потребления от внешней конъюнктуры в результате интеграционных процессов в мировой экономике, ограниченность ресурсов экстенсивного роста являются основными причинами того, что в настоящее время украинскому бизнесу становится все сложнее противостоять конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний на мировом рынке товаров и услуг. Политическая ситуация в стране подорвала авторитет украинских предприятий, в результате чего резко сократились инвестиционные вложения в экономику Украины. Следовательно, от руководства предприятий требуется все больших усилий в обновлении и совершенствовании имеющихся технологий производства и управления, в поиске новых направлений деятельности, удовлетворяющих потребительским предпочтениям.

В то же время, именно кризисные ситуации служат источником развития. «Мы стремимся любой ценой избежать ошибок и цепляемся за идеалы «порядка» и «эффективности». Но нам надо научиться извлекать пользу из неудач. Мы должны радоваться каждой загвоздке, затруднению и неразберихе, которые являются залогом истинных инноваций» [1]. Именно сейчас, с помощью эффективного управления и нестандартных решений предприятиям, следует укреплять свои позиции на рынке.

Под инновациями чаще всего понимают дорогостоящие мероприятия, которые необязательно принесут прибыль. Но, как показывает практика, сильные инновационные идеи почти всегда могут компенсировать материальные затраты. При тяжелом финансовом состоянии предприятия эффективным методом генерации инновационных идей является привлечение работников к решению конкретных проблем, к разработке стратегии предприятия путем проведения конференции идей, мозгового штурма и т. п. Обсуждение актуальных вопросов деятельности предприятия с работниками поможет руководителю по-новому взглянуть на проблему, а также принять правильное решение. После того, как идея подана, инновация превращается в упорную, целенаправленную работу, требующую от руководителя таких качеств, как усердие, упорство и настойчивость.

На уровне государства инновационная деятельность способна предоставить толчок экономическому росту, который ведет к увеличению занятости и доходов населения и, как следствие, к увеличению прибыли предприятий, наполнению бюджета, что позволит решать социальные проблемы.

Традиционно считалось, что основными источниками устойчивых конкурентных преимуществ являются продуктовые и технологические инновации. Однако они являются необходимым, но недостаточным условием успешной предпринимательской деятельности современной фирмы. Опыт успешных трансформаций крупных компаний, выхода корпораций из системных кризисов и проведения успешных организационных изменений показывает, что наибольшей эффективности в процессе управления развитием предприятий можно достичь, учитывая организационный контекст развития, уровень корпоративной культуры и степень адаптации персонала к изменениям [2]. Действительно: дорогостоящая модернизация производства не принесет ожидаемого результата без соответствующей подготовки кадров, а хорошая новаторская идея так и останется просто идеей, если не получит соответствующей технической поддержки.

         Таким образом, инновационная деятельность требует комплексного подхода. Внедрение продуктовых и технологических инноваций невозможно без управленческих инноваций. Внедрение их в отрыве друг от друга может принести лишь краткосрочный положительный эффект. Комплексный подход обеспечивает достижение синергетического эффекта в долгосрочном периоде, что гарантирует рост конкурентоспособности предприятия.

Литература:

1. Том Питерс. Представьте себе! – Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. – 449 с.

2. Ф. Тинкчян. Доверие как ключевая ценность современной организации // Мир электронного обучения [заголовок с экрана]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}