Каталог статей | |||||||||||
Евсеева, И.С. Малыхин Пути совершенствования информационного маркетинга Красноярского краяВ данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся актуальности информационного маркетинга в регионах, выделены проблемы развития информационного маркетинга в Красноярском крае, приведены рекомендации по проведению информационной политики в крае, направленной на повышение инвестиционной привлекательности региона. В настоящее время перед большинством субъектов РФ стоит проблема повышения имиджа и инвестиционной привлекательности региона. Для достижения этих целей необходимо применять региональный маркетинг. Под региональным маркетингом понимается особый вид маркетинга, осуществляемый согласно интересам региона, его внутренних и внешних субъектов. Весьма важной составляющей регионального маркетинга является промоушн или информационный маркетинг региона. Информационный маркетинг региона - совокупность действий, направленных на продвижение положительной информации о регионе с целью создания, как во внутренней, так и во внешней среде, благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения бизнеса. [1] В связи с ограниченностью ресурсов регионов, в настоящее время они вынуждены обращаться к внешней среде с целью их приобретения. Это происходит как в случае привлечения инвестиций, так и в случае реализации товаров и услуг, предлагаемых данной территорией. Обращение к внешней среде происходит посредством информации, управление которой и является одной главных целей информационного маркетинга. Создание и осуществление программы информационного маркетинга субъектов РФ является сложной и актуальной проблемой экономического развития регионов: во-первых, потому что далеко не всегда регионы понимают значимость и необходимость системного продвижения положительной информации о регионе с целью создания благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения бизнеса, - того, что называется «информационным маркетингом региона»; во-вторых, потому что во многих субъектах РФ организации, осуществляющие функции информационного маркетинга региона, как правило, выполняют эти функции частично и бессистемно. [3] При создании благоприятного имиджа региона необходимо учитывать опыт построения имиджа частной компании, который создается с учетом двух показателями: «известность» и «репутация». По этим двух показателям компании подразделяются на четыре группы, как показано в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация имиджа компании по двум показателям: репутации и степени известности фирмы
Компании с низкой степенью известности и плохой репутацией должны сначала работать над имиджем в части «поправки репутации» в определенных сегментах рынках, а затем проводить промоушн-мероприятия, т.е. «неизвестный партнер» - «партнер-невидимка» - «партнер вне конкуренции». Компании должны избегать попадания в группу «нежелательных партнеров»: фирме очень трудно построить новый имидж, когда о ней слишком многие знают как о нежелательном партнере. [4] Ни один из регионов России, включая Красноярский край, не может похвастаться, что он может попасть в группу «партнер вне конкуренции», особенно при установлении или развитии зарубежных контактов. Прежде чем выходить с громким заявлением о себе, необходимо создать условия для того, чтобы в преимущества региона поверили сами региональные власти, чтобы эти преимущества подтверждались соседними регионами, чтобы долговременные партнеры могли всегда подтвердить заявления региона об исключительности его территории. [5] Осуществление информационного маркетинга в Красноярском крае рекомендуется производить по следующим направлениям: · Регулярные публикации о крае, освещающие вопросы функционирования краевой экономики, привлечения и работы инвестиций. В этих публикациях должны освещаться вопросы законодательного регулирования экономической деятельности и инвестиционной активности на краевом уровне, бюджетного планирования, новости эмитентов, лучшие инвестиционные проекты, т.е. всё, что имеет отношение к экономическому развитию Красноярского края. Формы публикаций могут варьироваться: от обзорных статей и аналитических справок до регулярно выходящей (с периодичностью от 1 раза в месяц до 1 раза в полугодие) вкладки в изданиях экономической направленности. · Подготовка специальных информационных и презентационных документов. Здесь речь идёт об изготовлении специальных «стандартных» документов, которые даже в настоящее время, несмотря на повсеместные разговоры об этом, имеют весьма недостаточное практическое применение в Красноярском крае. Это годовые отчёты ведущих предприятий края, информационные меморандумы краевой администрации, подготовленные по международным стандартам. Подобные документы издаются как в печатном, так и в электронном виде. · Распространение информации о Красноярском крае по официальным каналам: представительский пакет края должен распространяться по следующим направлениям: а) потенциальным клиентам, посещающим Красноярский край по линии краевой администрации и/или органов местного самоуправления; б) потенциальным клиентам, посещающим край по линии конкретных предприятий и организаций; в) через посещающие край официальные делегации; г) через проводимые в России и за рубежом выставки, ярмарки, конференции, другие информационные миссии, в которых Красноярский край принимает участие; д) через торговые представительства Красноярского края и Российской Федерации за рубежом; е) через представительства зарубежных стран в России; ж) через российские, зарубежные и международные организации содействия бизнесу, туристические фирмы, СМИ и т.д. · Прямая рассылка предложений о сотрудничестве и инвестиционных проектов; прямые маркетинговые действия; проведение рекламных и PR-кампаний; предоставление услуг посетителям Красноярского края. Для края необходимо последовательно пройти все этапы «узнавания и принятия» во внешней среде. Причём необходимо сделать вывод о приоритетности усилий, направленных на поддержку конечных этапов продвижения края. Ответственность за выполнение стратегии информационного маркетинга, необходимые полномочия и средства должны быть переданы одной организации. Такой организацией может стать Управление информационной политики Губернатора Красноярского края, которое в настоящее время занимается вопросами обеспечения взаимодействия Губернатора и Правительства края со средствами массовой информации, подготовки предложений Губернатору по формированию информационной политики края и осуществления мероприятий по реализации информационной политики края. При определении функций, которые будет выполнять это Управление в процессе осуществления информационного маркетинга в Красноярском крае, необходимо учитывать, что политически гораздо легче передать все функции по информационному маркетингу края одной организации, а функции мониторинга и непосредственной работы с покупателями услуг территории, значимыми для края, оставить в компетенции государственного органа власти. [2] Предпочтение использованию промоушн-технологий по продвижению Красноярского края, используемых на местах, должно отдаваться, исходя из принципа целесообразности. Это должно быть либо участие в ярмарках и выставках и проведение экономических презентаций региона, либо реклама. Как правило, эти мероприятия направлены на достижение первых промежуточных целей информационного маркетинга края, а именно на преодоление безразличия и возбуждение первичного интереса к территориям, т.е. на создание положительного имиджа края. Таким образом, рекомендации по применению информационного маркетинга в Красноярском крае должны быть приняты во внимание краевой администрацией. При грамотном подходе к решению вопросов, касающихся информационного маркетинга, Красноярский край, с учетом его мощного промышленного потенциала, вполне возможно сделать партнером с несомненным имиджем не только в рамках России, но и международном масштабе. Библиографический список
1 Арженовский, И.В. Маркетинг регионов [электронный ресурс]. – Режим доступа. - [сылка более недоступна} 2 Бутов, В.И. Основы региональной экономики [Текст] / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова. – М.: Ростов н/Д, 2006. – 512 с. 3 Кулешов, В.А. Анализ развития экономики федеральных округов [Текст] / В.А. Кулешов, В.С. Маршак // Регион: экономика и социология. – 2008. - № 1. – с. 15-16 4 Местное экономическое развитие [электронный ресурс]. – Режим доступа. - [сылка более недоступна} 5 Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания [Текст] / Л.С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - № 4. – с. 12-14 | |||||||||||