Каталог статей

Арынова А.М.

Совершенствование экономического механизма управления агропромышленным производством

- содействие в развитии научно-технического прогресса посредством разработки и реализации комплексных целевых программ, распространения достижений науки и передовой практики, организации подготовки и переподготовки кадров.

Планирование как одно из важнейших функций управления должно основываться на новых подходах, преимущественно носить индикативный характер. Индикативные планы, разрабатываемые на перспективу и очередной год, не только не ограничивали бы рыночные отношения, но и способствовали предсказуемости последствий принимаемых решений, позволяли                  избежать нерациональные затраты материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Обоснованный минимальный уровень рентабельности при коммерческом расчете должен составлять 25% по отношению к активам, при этом рентабельность к себестоимости может колебаться и зависеть от оборачиваемости активов, растущих с диверсификацией ассортимента. При рентабельности ниже  доказанного уровня необходима бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей для обеспечения продовольственной безопасности, укрепления материально-технической базы и частичного покрытия убытков от нерентабельных производств.

Государственная финансовая поддержка направлена на формирование эффективного, устойчивого производства сельскохозяйственной продукции и повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, финансирование всех хозяйствующих субъектов: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения.

Для определения государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса произведены расчеты: на основе определения прогноза валовой продукции сельского хозяйства, необходимой для потребления населением, расходной части бюджета на 2009-2011 гг. согласно программе и 2011-2015 гг. на основе темпов прироста и инфляционного процесса (в текущих ценах). Объем государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса определен согласно среднесрочной программе и темпов роста ВВП (таблица 1).

Предлагается изменить формы и направления субсидий сельхозтоваропроизводителям:

- вместо выделения субсидий на 1 га посевов предлагается предоставлять их на единицу товарной продукции всем категориям хозяйств, включая хозяйства населения;

- обеспечение сельскохозяйственной техникой на условиях лизинга и возмещение процентов по нему (до 5 лет);

- полное обеспечение элитными семенами и племенным скотом;

- обеспечение оригинальными семенами и высокопродуктивным скотом на условиях лизинга (на 5 лет с оплатой основного долга и процентов по нему, начиная с 3-го года);

- компенсация части инвестиционных кредитов, привлекаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, реконструкцию, техническое перевооружение производственных объектов сельскохозяйственного назначения;

- возмещение транспортных расходов на экспортную продукцию (экспортные субсидии);

- ужесточение таможенно-тарифной и нетарифной политики при импорте аграрной продукции, прибыльное производство которой в республике возможно;

- увеличение расходов на научную, производственную и социальную инфраструктуры.

Таблица 1 - Прогноз субсидий и их удельный вес  в себестоимости                 сельскохозяйственной продукции Казахстана до 2015 г.

Продукция

2007 г

2010 г.

2015 г.

объем субсидий, млрд. тенге

удельный

вес субсидий в себестоимости продукции, %

объем субсидий, млрд. тенге

удельный

вес субсидий в

себестоимости продукции, %

объем субсидий, млрд. тенге

удельный

вес субсидий в себестоимости продукции, %

Зерновые и зернобобовые

8,0

3,4

27,6

12,8

65,2

22,5

Рис

0,4

6,8

1,6

15,0

2,7

20,6

Кукуруза на зерно

0,2

2,5

1,1

12,6

2,3

22,5

Масличные культуры

0,9

8,6

3,2

19,2

5,7

19,8

Картофеля

0,2

0,4

0,9

1,1

2,6

2,4

Овощи и бахчи

1,2

3,1

4,2

6,2

8,3

10,8

Плоды и ягоды

1,0

26,7

1,8

28,0

4,4

30,0

Виноград

0,04

2,5

0,2

7,4

0,7

12,1

Хлопка

0,9

4,7

2,9

10,8

5,9

15,8

Сахарная свекла

0,5

23,5

1,7

28,8

3,9

32,3

Итого по растениеводству

13,3

45,2

101,7

Крупного рогатого скота

0,3

0,4

7,5

7,4

18,5

13,1

Свиней

0,1

0,3

3,0

5,6

6,9

10,3

Овец и коз

0,1

0,4

3,4

9,4

8,5

16,4

Лошадей

0,1

0,3

2,4

11,4

4,2

14,5

Верблюдов

0,01

0,6

0,1

9,0

0,2

10,5

Птицы

0,01

0,1

0,4

2,6

1,3

6,1

Молока

3,7

20,2

47,5

22,1

64,4

25,1

Яйцо,  тыс. шт.

1,7

0,8

7,2

17,0

13,3

18,5

Итого по животноводству

6,1

71,5

117,3

Всего по с/х

19,4

116,7

219,0

В результате изменятся объемы субсидирования и их структура: по семеноводству в 2015 г. по сравнению с 2007 г. они возрастут в 30,6 раза, урожайность и качество продукции – в 7,7 раза, выращивания многолетних насаждений плодовых культур и винограда – в 35,8 раза,  в целом по растениеводству – в 12,4 раза, племенному животноводству – в 28 раз (удельный вес племенного стада увеличится с 6 до 24%), продуктивность и качество животноводческой продукции – в 29,3 раза

Необходимо предоставлять хозяйствам населения льготный государственный кредит сроком на 5 лет на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов на ремонт сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, закупку молодняка животных и птицы и уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, а также по инвестиционным проектам.

Для дальнейшего развития агропромышленного комплекса следует внедрять меры «зеленой корзины», осуществляемые за счет государственных программ финансируемые из средств бюджета. Считается, что такой подход способствует минимальному воздействию на производство и реализацию аграрной продукции, поскольку на эти меры не распространяются ограничительные обязательства ВТО.

Причем сама «зеленая корзина», предусматривает самый широкий спектр услуг и расходов: исследовательские работы в области контроля за вредителями и заболеваниями, повышения квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве, распространения опыта и консультационной помощи, инспектирования, маркетинга и сбыта, инфраструктурных услуг, государственных закупок и общественного хранения запасов товаров для продовольственной безопасности и многих других, что является реальным путем весомой поддержки аграрной отрасли.

В условиях Казахстана необходимо максимально приблизить уровень государственной поддержки до параметров, рекомендованных ВТО. В частности, ускорить индустриализацию отрасли, провести комплекс мер по развитию инфраструктуры АПК, перевести на международные стандарты сферу переработки сельскохозяйственной продукции и обеспечить деятельность запланированных пилотных кластеров по переработке зерна, молока, плодоовощной продукции и хлопка. Аналогичные задачи предстоит реализовать и в других отраслях экономики (таблица 2).

Таблица 2 – Направления  и  динамика объемов субсидирования сельхозтоваропроизводителей Казахстана

Показатель

2007 г.

2010 г.

2015 г. прогноз

млрд.

тенге

%

млрд.

тенге

%

млрд.

тенге

%

Субсидии на:

развитие семеноводства

1,0

5

2,8

2,2

30,6

9,5

повышение урожайности и качества сельхозкультур

12,8

64

70,1

53,9

99,3

30,8

снижение стоимости услуг по доставке воды сельхозтоваропроизводителям

0,7

3,5

4,8

3,7

34,5

10,7

обеспечение закладки и выращивания многолетних насаждений плодовых культур и винограда

0,8

4

6,8

5,2

28,6

9

экспертизу качества хлопка-волокна

0,3

1,5

-

-

-

-

Итого по растениеводству

15,6

78

84,5

65

193

60

развитие племенного животноводства

2,0

10

20,9

16,1

56,1

17,4

повышение продуктивности и качества продукции животноводства

2,4

12

24,6

18,9

72,9

22,6

Итого по животноводству

4,4

22

45,5

35

129

40

Всего по сельскому хозяйству

20,0

100

130

100

322

100

Решение проблемы снижения негативных последствий от вступления в ВТО возможно на основе совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, разработки и реализация государственных программ поддержки развития АПК и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективной таможенной и налоговой политики.

Объем производства продукции в 2015 г. увеличится по сравнению с 2007 г. на 28,1%, масличных культур – на 19,2, картофеля – на 26,7, сахарной свеклы – в 3,4 раза, мяса – в 1,6 раза, молока – в 2,1 раза (таблица 3).

Таблица 3 - Объем производимой сельскохозяйственной продукции в Казахстане, тыс. т

  

Продукция

Год

2007

2008

2009

2010

2015

прогноз

Зерновые и зернобобовые

20138

20618

21098

21578

25795

Рис

294

301

308

315

377

Кукуруза на зерно

421

431

441

451

539

Масличные культуры

459

470

481

492

547

Картофель

2415

2539

2663

2787

3060

Овощи и бахчи

2858

2926

2994

3062

3293

Плоды и ягоды

162

166

170

173

195

Виноград

43

44

45

46

51

Хлопок

442

478

514

550

630

Сахарная свекла

309

375

441

508

1050

Скот и птица (мясо)

809

866

923

980

1259

Крупный рогатый скот

26

28

30

32

42

Свиньи

13

13

14

15

20

Овцы и козы

8

8

9

9

14

Лошади

2

2

3

3

4,5

Верблюды

1

1

1

1

1

Птица

84

90

96

102

132

Молоко

4926

5565

6204

6843

10178

Яйцо,  тыс. шт.

2495

2878

3261

3644

5532

Примечание – Рассчитана автором

В результате увеличения объемов субсидий объем сельскохозяйственной продукции к 2015 г. возрастает по сравнению с 2007 г. в 2,3 раза, среднегодовой прирост – на 176 млрд. тенге (на 28,8%), в том числе растениеводческой продукции, соответственно, – в 1,6 раза, среднегодовой прирост – на 42,1 млрд. тенге (на 20%), животноводческой продукции – в 3 раза, среднегодовой прирост – 133,8 млрд. тенге (на 75%).

Уровень рентабельности увеличится с 14,6 до 26,6%, прибыль - в 2 раза, в том числе продукции растениеводства – на 82,3%, животноводства – в 3,3 раза.

При этом удельный вес субсидий в валовой продукции возрастает с 1,9% в 2007 г. до 13,0%, в том числе продукции растениеводства – с 2,6 до 22,3%, животноводства – с 0,1 до 8%, в расчете на 1 га пашни – с 991 до 14505 тенге, удельный вес в ВВП – с 0,51 до 1,1%, расходной части бюджета – с 2,3 до 5,5%, в расчете на 1 условную голову – с 509 до 9285 тенге.

Таким образом, выделение субсидий за произведенную продукцию позволит упростить схему их получения из государственного бюджета за продукцию всех категорий хозяйств, повысить заинтересованность в получении высококачественной конкурентоспособной продукции, при выделении 85% субсидий - не учитывать норматив отчислений в «желтую корзину», предусмотренную условиями ВТО.

Удельный вес субсидий в валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств увеличится к 2015 г. по сравнению с 2007 г. с 1,9 до 13%.