Каталог статей

Крутчанкова К.А., Бухтиярова Т.И.

Развитие инновационной деятельности в Курганской области

Необходимость существенного повышения уровня и качества жизни населения выдвигает в качестве неотложной задачи  ускорение формирования нового агропромышленного производства на основе модернизации и ускоренного развития инновационных процессов, совокупности последовательно осуществляемых действий по созданию новых или усовершенствованных видов техники и технологий производственных и рыночных процессов, продукта, организации их производственного внедрения на основе использования результатов научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. В отношении научной и научно-технической деятельности подобные нормы существуют и закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Что касается инновационной деятельности, подобного основополагающего законодательного документа на федеральном уровне до сих пор не существует, хотя во многих регионах такие законы приняты.

В Курганской области действует закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области» от 27 марта 200 г. № 302, распоряжение Администрации Курганской области от 21 февраля 2006 г. № 59-р «Концепция развития инновационной деятельности в Курганской области на период до 2015 года».

Инновационная политика регионов должна быть направлена на эффективное использование научно-технического потенциала, повышение роли отраслевой науки в подъеме экономики агропромышленного производства, обеспечение конкурентоспособности продукции и прогрессивных преобразований АПК.

Государственная инновационная политика в АПК представляет собой совокупность конкретных мероприятий по установлению при­оритетных инновационных процессов в отрасли, разработка и осу­ществление которых воздействуют на ускорение научно-техничес­кого развития агропромышленного производства. Ее социальное содержание заключается в повышении уровня использования науч­но-технического потенциала АПК и постепенного формирования аграрной экономики инновационного типа.

По мере развития про­изводительных сил и перехода отрасли к новым экономическим отношениям роль государственной инновационной политики зна­чительно возрастает.

Государственная инновационная политика в аграрном секторе должна основываться на стратегии его развития на ближайшую и бо­лее отдаленную перспективу, основными направлениями которой яв­ляются:

1 активизация научно-технической деятельности и формирова­ние на этой основе эффективного агропромышленного производства;

2 материально-техническое обеспечение отрасли;

3  экологизация сельского хозяйства;

4 совершенствование экономических и земельных отношений.

В стратегии развития Курганской области до 2020 года инновационная  деятельность определяется в качестве обязательного условия и важнейшего ресурса повышения собственного социально-экономического потенциала.

Инновационная политика, направленная на эффективное использование научно-технического потенциала, повышение роли отраслевой науки в подъеме экономики агропромышленного производства, предусматривает:

-   создание   региональной   инновационной   системы;

-   создание   Курганского   научного   центра   Уральского   отделения Российской академии наук;

- создание   и   развитие   объектов   инновационной   инфраструктуры (инновационно-технологические   центры,   технопарки),  сети организаций     по оказанию консалтинговых  услуг  в  области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий в научно-технической сфере;

- создание   системы   подготовки   кадров   для   осуществления инновационной деятельности;

- формирование территорий ускоренного инновационного развития на     базе   имеющегося   научного   и   промышленного  потенциала посредством   организации   региональных   социально-производственных комплексов (кластеров). Организация   агропромышленного  кластера, связывающего   между собой  поставщиков  и  переработчиков сельхозпродукции,  научный   сектор (в плане разработки, совершенствования и внедрения  новых  технологий   в практику сельхозпроизводства) дает объективные  предпосылки   для перехода региона на инновационную модель развития.

Рост аграрного  производства  региона  может  быть осуществлен  на инновационной  основе,  которая  неразрывно  связана  с  инвестиционной поддержкой.  В  свою  очередь,   повышение  инновационной  активности отраслей АПК позволит не только повысить технико-экономический уровень

производства,   но   и   создать   условия   для   улучшения   инвестиционного климата.  Следовательно,  инновационно-инвестиционные факторы  являются  основой  роста  эффективности агропромышленного комплекса.

В   2010   году   инновационная   активность   в   Курганской   области возросла по сравнению с предыдущим годом с 10,9 до 11,4%.

Интенсивность   инновационных   затрат   в  2010  году   по сравнению с 2009 годом по области тоже имеет тенденцию к увеличению – соответственно с 2,5% до 3%.

Сегодня   в   качестве   основных   субъектов инновационной  деятельности  в  аграрной  сфере  выступают  производители сельскохозяйственной  продукции,  научно-исследовательские,  проектные  и кредитные организации, что предполагает разработку, усовершенствование и уточнение  методик для  осуществления  расчетов  эффективности инновационной  деятельности       и обоснования экономической целесообразности инновационно-инвестиционных  проектов.

На    эффективное    освоение    инноваций  влияют  комплекс  факторов,   которые,   в  свою  очередь,  формируют     соответствующие     виды     эффективности  инновационной деятельности.

Государственное  регулирование  и  интеграция  России  в  систему мировых  хозяйственных  связей  выступают  ключевыми  внешними факторами,  влияющими  на  эффективность  инновационной  деятельности  в аграрном  производстве.  К  внутренним  факторам  следует отнести:

1) финансово-экономические: убыточность предприятий сельского хозяйства, низкая платежеспособность предприятий и растущий объем их задолженности, низкий уровень инвестиций в основной капитал, высокая стоимость внедрения и длительный срок окупаемости инноваций в сельском хозяйстве, что делает их недоступными для большинства производителей. Кроме того, инновационное развитие АПК сдерживается сохраняющимся диспаритетом цен.

2) технико-технологические: слабая метериально-техническая база сельскохозяйственного производства, техническая и технологическая отсталость большинства хозяйств, высокая доля продукции, производимой с применением ручного труда; наличие в сельском хозяйстве потенциала роста за счет экстенсивных факторов: неиспользуемые земли, низкая стоимость трудовых ресурсов села, физический и моральный износ технического потенциала.

Это сдерживает инновационное обновление аграрного производства, так как у сельскохозяйственных товаропроизводителей остаются резервы для роста продукции, не прибегая к значительным вложениям средств в интенсификацию, а используя ресурсы экстенсивного развития.

В 2011 году сельскохозяйственные товаропроизводители Курганской области инвестировали в техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства области более 1 млрд. 300 млн. рублей. К примеру, на эти цели в 2010 году было затрачено всего 535 млн. рублей.

Приобретено 215 новых современных тракторов, 151 зерноуборочный комбайн, 9 кормоуборочных комбайнов, 29 высокопроизводительных посевных комплексов и т.д. Лидерами по обновлению существующего парка сельскохозяйственной техники и оборудования являются: Кетовский район, Макушинский район, Половинский район, Щучанский район.

Завершилась в прошлом году программа ОАО «Росагролизинг» по продаже сельскохозяйственной технике и оборудованию с 50% скидкой. Сельхозтоваропроизводители области приобрели 85 единиц техники и оборудования по данной программе, сэкономив при этом более 57 млн. рублей.

Результаты инновационной деятельности остаются невысокими. В 2010 году преобладали следующие виды инновационной деятельности: приобретение   машин   и   оборудования (25% организаций), исследование и разработка новых продуктов, услуг, производственных процессов   (19%) и   приобретение   программных средств   (16%). Не  уделено  должного  внимания таким важным   видам инновационной деятельности как приобретение новых технологий (8%) и обучение персонала (6%).

Приведенные   данные   свидетельствуют   о   недостаточно   высокой инновационной   активности.  При  условии  четкой  координации инновационной  деятельности есть  возможность  активизации инновационной деятельности и повышения ее результативности.

В настоящее время одним их главных факторов, отрицательно влияющих на развитие АПК, становится преобладание первичных отсталых технологических укладов агропромышленного производства. Среди сельскохозяйственных товаропроизводителей лишь небольшой удельный вес имеют хозяйства, производство которых основано на инновациях. В Курганской области в основном это предприятия свиноводческого, птицеводческого направления и отдельные предприятия, занимающиеся растениеводством.

ООО «Агрокоммерция» Шадринского района в 2010 году, используя интегрированную   систему   защиты   растений,   получило   зерновых   23,2 центнера с гектара (по области 8,3 ц/га).

ЗАО «Агрофирма «Боровская» внедрило в производство 27 новых видов полуфабрикатов из мяса птицы.

В  прошлом   году  34  сельскохозяйственных  предприятия использовали космические технологии  в  агропромышленном производстве, экономический эффект  от  их применения составил 5,2 млн. рублей.

В соответствии с Законом Курганской области «О научной, научно-технической   и   инновационной   деятельности   в   Курганской   области» распределение полномочий, связанных с государственным управлением инновационными   процессами,   между   различными   ветвями   власти   и конкретными  государственными  институтами  осуществляется следующим образом:

1 Губернатор     области     определяет     важнейшие     направления разработки и проведения региональной инновационной политики.

2 Курганская   областная   Дума   -   осуществляет   законодательное регулирование инновационной сферы.

3 Органы   исполнительной   власти,   осуществляющие   отраслевое либо межотраслевое управление, несут ответственность за разработку и реализацию инновационной стратегии и областной целевой программы инновационного  развития, основных направлений  инновационного развития, определенных  Концепцией  развития  инновационной деятельности   в   Курганской   области   на   период   до   2015   года.

Координатором  этой  деятельности  выступает  Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.

С  целью  создания   благоприятной  среды  в  отношении инновационной деятельности, усиления государственного регулирования и поддержки научных исследований, обеспечения ускорения процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в Курганской области Правительством Курганской области утверждена областная целевая программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной   деятельности   в   Курганской   области   на   2011 -  2013 годы», в которой определены основные механизмы реализации региональной инновационной политики.

В Курганской области   господдержка   осуществляется в сфере   малого и среднего инновационного предпринимательства.

Важное место во внедрении и развитии инноваций отводится органам региональной власти. Именно в регионах будет осуществляться непосредственно процесс инновационного развития, который позволит улучшить инвестиционный климат в регионе.

В настоящее время в области функционирует 1972 крестьянских (фермерских) хозяйства и 192,8 тысяч личных подсобных хозяйств населения. Производство зерна составило более 2,6 млн. тонн – это лучший валовой сбор за последние 20 лет. Из них 683 тыс. тонн зерна приходится на долю крестьянских хозяйств. Урожайность зерновых и зернобобовых культур достигла 22,5 центнера с каждого посевного гектара – это рекордный показатель за все время существования Курганской области.

Данными хозяйствами производится 68% от общего объема производства скота и птицы на убой в живом весе в целом по области, 74% - молока и 87% - яиц.

Крестьянские (фермерские) хозяйства наравне с крупными сельхозтоваропроизводителями области являются равноправными участниками программы развития сельского хозяйства. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, управления сельского хозяйства районов области, работая в тесном сотрудничестве с кредитными организациями, оказывает помощь крестьянским хозяйствам в привлечении кредитных ресурсов. За 10 месяцев 2011 г. крестьяне области получили более 538 млн. рублей кредитных ресурсов, что более чем в 2 раза выше уровня прошлого года. Более 65% всех кредитов взято в Курганском филиале ОАО «Россельхозбанк». На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам выплачено 40 млн. рублей субсидий.

В 2011 году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами за счет собственных средств и кредитов приобретено 53 единицы зерноуборочных комбайнов различных марок, 95 единиц тракторов. В 9 КФХ внедрена и используется спутниковая навигация. В 2011 году КФХ приобретено 61 единица техники с 50% скидкой. В хозяйствах имеются мельницы, цеха по переработке животноводческого сырья, склады для хранения выращенного урожая.

Необходимость   создания   благоприятных   условий   для   развития инновационного   малого и среднего предпринимательства в Курганской области   обусловлено   инновационной   структурой   экономики. Правительство Курганской   области   целенаправленно   решает   вопросы   построения эффективной системы инновационной деятельности, через объединение необходимых   условий   ее   функционирования:   нормативно-правовое обеспечение - инфраструктура поддержки инноваций — благоприятная бизнес-среда [4].

Для создания четкой организационно управляемой инновационной системы необходимо формирование и раз­витие инновационной инфраструктуры: научных, научно-технических и научно-технологи­ческих центров, технопарков, технополисов, научно-производствен­ных объединений и систем, специализированных формирований по производству наукоемкой продукции.

В   течение   последних   лет   в   Курганской   области   сформированы основные элементы инновационной инфраструктуры: ОАО «Курганский областной технопарк», ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области», бизнес-инкубаторы на уровне высших учебных заведений, ресурсные и информационно-консультационные центры.

В рамках инновационной политики необходимо решать вопрос повышения эффективности инновационной инфраструктуры путем создания информационно-консультационной службы по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении инноваций и передового опыта, как отечественного, так и зарубежного.

Консультационные службы активно содействуют реструктуризации сельскохозяйственных предприятий, оказывают консультирование по восстановлению экономики неплатёжеспособных хозяйств, организуют обучение специалистов бизнес-планированию. Службы ведут работу по технологическому консультированию, проведению пропаганды инновационных проектов и технологий, организации демонстрационных полей и площадок, изданию рекомендаций для товаропроизводителей АПК.

В Курганской области более 10 лет на рынке информационно-консультационных услуг осуществляет свою деятельность «Губернаторский фонд поддержки агропромышленного комплекса», в структуре которого, активно действует информационно-консультационная служба.

На данный момент в области организовано 7 районных информационно-консультационных служб в форме кооперативов. Они оказывают консультационные услуги по бухгалтерскому учету,  юридическим вопросам,  помогают в оформлении документов для получения кредитов в банках и субсидий.

Основными потребителями консультационных услуг являются 472 коллективных сельскохозяйственных предприятия всех форм собственности, 28 предприятий переработки, порядка 2 тысяч крестьянских (фермерских) и 180 тысяч личных (подсобных) хозяйств.

Основная работа информационно-консультационной службы направлена на создание единого информационного пространства в АПК области и создание баз данных общего пользования. В связи с этим регулярно проводится мониторинг цен на сельхозпродукцию, подготавливаются и распространяются информационные бюллетени, помогающие товаропроизводителю сориентироваться в ценах, складывающихся на аграрном рынке Курганской области и соседних регионов.

За прошедший год специалистами областного информационно-консультационного центра и районных пунктов оказано более 3 тысяч информационно-консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Для России сейчас главное заключается в том,  чтобы на государственном уровне стимулировать создание и развитие региональных консультационных служб, четко определиться с направлениями их работы, так как в их   деятельности отмечаются недостатки. Эти  службы  недостаточно  целенаправленно осуществляют поиск,  апробацию и внедрение инновационных технологий, плохо организована работа по обобщению и распространению передового опыта, большинство районных служб не проводят мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для вузов и научно-исследовательских учреждений на научные разработки. Крайне медленно создается сеть районного уровня [3].

Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить необходимую материально-техническую базу служб и комплектование их высококвалифицированными кадрами. Наряду с этим главной проблемой остается недостаточный уровень

 знаний и возможностей у самих сотрудников служб. 

На сегодняшний момент наибольшей популярностью пользуются услуги по оформлению документов на получение кредитов и заполнению налоговых деклараций  (43,6%). 

Наиболее  эффективным  способом  решения  этой  проблемы  может стать интегрированная форма сотрудничества региональных служб с научными центрами в рамках тесного сотрудничества с образовательными и научными учреждениями аграрного профиля. Такая интеграция решит ряд сложнейших задач и позволит: облегчить точечную информатизацию сельских поселений; осуществлять дистанционное консультирование сельхозтоваропроизводителей; обеспечить личный контакт специалистов-практиков и разработчиков инноваций для адресной научной работы и оперативного продвижения инноваций в сельскохозяйственное производство.

Для эффективного развития региональный инновационной инфраструктуры предстоит создать Центр кластерного развития. Центр  кластерного   развития   создается   с   целью   выявления приоритетных кластеров и разработки кластерной политики Курганской области,     организации   взаимодействия   между  государственными органами, органами  местного  самоуправления,  учреждениями образования и науки  и участниками кластера, обеспечения формирования благоприятных условий  развития кластеров, развития инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом задач развития кластеров. В Курганской области  уже  существует   необходимость формирования целого ряда кластеров, таких как:

- научно-образовательного кластера инновационных инициатив;

- производства и реализации импортозамещающего инструмента;

- энергосберегающих  технологий  в  сельскохозяйственном производстве [4].

Кластеры дают возможность региональным органам власти реализовать стратегию социально-экономического развития региона в направлении обеспечения конкурентных преимуществ региональной экономики, внедрения инноваций и специализации территориальной экономической системы.

Кластеризация способствовует превращению сельского хозяйства в высокотехнологичную, индустриализованную, энергопроизводящую, самодостаточную отрасль, что обеспечит существенное снижение энергоемкости валовой продукции сельского хозяйства и ВВП страны в целом и значительное увеличение экспорта продовольствия.

Агропромышленный комплекс Курганской области формирует около 20 % валового регионального продукта. Природно-климатические условия позволяют полностью обеспечить население мясными и молочными продуктами, овощами за счет собственного производства.

По состоянию на 01.01.2012 года во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота составило 199,6 тыс. голов (98,7% к соответствующему периоду предыдущего года), в т.ч. коров 92,3 тыс. голов (98,2%), численность свиней составила 130,5 тыс. голов (90,3%), овец и коз – 138,6 тыс.голов (102%), птицы в сельхозпредприятиях – 739,9 тыс.голов (96%).

За 12 месяцев 2011 года хозяйствами всех категорий реализовано на убой 68,1 тыс. тонн скота и птицы в живом весе (103% к уровню 2010 года), произведено 366 тыс. тонн молока (100,4%), получено 136 млн. штук яиц (114%).

В сельхозпредприятиях надой молока на корову составил 3688 кг (100,4% к уровню 2010года), средняя яйценоскость курицы-несушки – 269 яйца (116%). Среднесуточные привесы крупного рогатого скота составили 526 грамм, или 100% к соответствующему периоду прошлого года, свиней – 330 грамма (100,0%), среднесуточные привесы птицы – 48,5 грамм (103,0%).

Сельхозтоваропроизводителями приобретено 3433 голов племенных животных, из них 905 голов крупного рогатого скота и 2528 голов свиней. В Шумихинском районе строится птицефабрика по производству инкубационного яйца и мяса птицы. Сроки реализации проекта 2008 – 2014 годы. На базе бывшей Утятской птицефабрики в 2011 году началась реконструкция помещений под свиноводческий комплекс на 3402 свиноматки. В декабре 2011 года завершено строительство первой очереди комплекса на 420 продуктивных свиноматок. В с. Снежное Кетовского района ООО «Курганское» в 2010 году начато строительство свиноводческого комплекса на 3000 свиноматок, с производственной мощностью 7,0 тыс. тонн свинины в год. В октябре 2011 года завершено строительство 1 очереди свинокомплекса на 600 свиноматок, осуществлен монтаж специализированного оборудования, завезена первая партия свиней [1].

Нерешенной  остается проблема инновационного развития мясного скотоводства с использованием мясных пород крупного рогатого скота.

С целью осуществления координации и согласования деятельности всех субъектов региональной инновационной системы, органов государственной власти и вузов области, в настоящее время разрабатывается инновационный меморандум.

Меморандумом определяются целевые индикаторы инновационной деятельности вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов, научных организаций и органов власти Курганской области, зоны ответственности и механизмы взаимодействия сторон. Это даст возможность массовой коммерциализации результатов научных разработок и расширит участие внебюджетных источников в финансировании исследовательского и учебного процессов.

В Курганской области предполагается поэтапная реализация инновационного меморандума. На первом этапе его участниками станут органы исполнительной власти, организации инновационной инфраструктуры и вузы. По мере реализации меморандума его сфера будет расширяться за счет привлечения научных организаций и малых инновационных предприятий.

Разработка Меморандума необходима потому, что вузы пока не в состоянии самостоятельно встроиться в предложенную Правительством Российской Федерации систему государственной поддержки инновационной деятельности высших учебных заведений. Реализация Меморандума подтолкнет вузы к более активному участию в инновационном процессе, а органы исполнительной власти получат возможность наработки новых механизмов взаимодействия и создания новых форм государственной поддержки научных разработок.

Развитие  инноваций  в  ближайшую  перспективу будет осуществляться по следующим направлениям:

-   разработка   законов   Курганской   области   «Об   инновационной политике в Курганской области», «О кластерной политике в Курганской области»;

- разработка  системы мониторинга инновационной деятельности в Курганской области;

- создание центра кластерного развития;

- проведение конкурса грантов на создание малой инновационной компании (в рамках реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства);

- создание инновационного портала Курганской области, отражение развития   инновационной   деятельности   на   сайтах   муниципальных образований.

Одной из наиболее существенных проблем, тормозящих переход субъектов к современному, цивилизованному типу развития является отсутствие сбалансированной инновационной политики. Она должна разрабатываться на государственном уровне, но реализовать ее необходимо в каждом регионе с учетом его специфических  особенностей.

Роль региональных органов власти в этих условиях будет заключаться в создании благоприятных условий для сельского хозяйства, оказания консультационной помощи участникам кластеров, и организация системы информационного обеспечения АПК Курганской области.

Успешная  реализация данных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность сельского хозяйства области, способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса.

Литература:

1 Информация «Развитие сельского хозяйства в Курганской области на 2008 – 2012 годы» за 2011 год  // Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна}

2 Инновационная деятельность в Курганской области. Состояние и перспективы. // Департамент экономического развития, торговли и труда  [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна}

3 Нечаев В. И. Организация инновационной деятельности в АПК/ В. И. Нечаев, В. Ф. Бирман, И. С. Санду. М., 2010. 328 с.

4 Развитие инновационной деятельности в Курганской области  // Департамент экономического развития, торговли и труда  [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна}

5 Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства Зауралья в 2011 году и планы на 2012 год //  Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области [Электронный ресурс]. URL: [сылка более недоступна}

6 Ушачев И.Г., Серков А.Ф., Чекалин В.С. Стратегия социально-экономического развития АПК на период до 2020 года (научные основы). Москва, 2011. 100 с.

7 Хухрин А.С., Примак А.А., Петухова Е.А. Агропромышленные кластеры: российская модель // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 7. С. 30-34.