Каталог статей

Комшанов Д.С., Бобинина Ю.В.

Уровень бюджетной поддержки сельского хозяйства Псковской области в 2010 году

Схема расчёта потерь от диспаритета следующая. Сначала корректируются отдельные элементы затрат. Затем определяется общий коэффициент корректировки затрат, в соответствии с которым определяется скорректированная полная себестоимость реализованной продукции. После этого происходит корректировка прибыли, в соответствии с нормативным значением рентабельности оборотных активов. Сложив, нормативное значение полной себестоимости и нормативное значение прибыли, мы получаем нормативную выручку для относительного или равновесного паритета. Разница между нормативным и фактическим значением выручки даёт величину потерь от диспаритета и необходимый размер бюджетной поддержки сельского хозяйства.

При расчетах мы исходили из следующих положений. Коэффициент корректировки себестоимости рассчитывался только исходя из корректировки затрат на оплату труда с отчислениями. Для равновесного паритета, корректировка происходила исходя из заработной платы на уровне 92% от средней по области, а для относительного - на уровне 80%. Нормативная прибыль определялась исходя из необходимой рентабельности оборотных активов. Для равновесного паритета она бралась на уровне среднеотраслевой по области, а для относительного на уровне 80% от нее.

Таблица 1 – Расчет коэффициента корректировки затрат

Показатель

Относительный паритет

Равновесный паритет

Значение показателя

Коэффициент корректировки элементов затрат

Откорректированный показатель

Значение показателя

Коэффициент корректировки элементов затрат

Откорректированный показатель

Затраты на оплату туда с отчислениями, млн.руб.

1033,1

1,308

1351,5

1033,1

1,505

1554,6

Материальные затраты, амортизация, прочие затраты, млн.руб.

3258,8

1,000

3258,8

3258,8

1,000

3258,8

Итого затрат, млн.руб.

4291,6

1,074

4610,3

4291,6

1,122

4813,4

Расчет необходимого размера и уровня бюджетной поддержки сельского хозяйства Псковской области в 2010 году показан в таблицах 1-3.

Потери и следовательно объем необходимой бюджетной поддержки составил для относительного паритета 510 млн.руб., а для равновесного паритета 776 млн.руб.

Таблица 2 – Расчёт паритетной выручки

Показатель

Относительный

паритет

Равновесный

паритет

Себестоимость реализованной продукции, млн.руб.

Рентабельность оборотных активов по экономике, %

7,200

7,200

Скорректированная рентабельность оборотных активов в сельском хозяйстве, %

5,760

7,200

Оборотные активы на конец года, млн.руб.

3168,2

3168,2

Паритетная (минимально-необходимая при данном уровне паритета) прибыль, млн.руб.

182,5

228,1

Паритетная (откорректированная) выручка от реализации, млн.руб.

Степень достижения относительного паритета составила 90%, а равновесного паритета 86%. Фактически полученные сельскохозяйственными организациями субсидии на сумму 307 млн.руб., составляют 60% от необходимых для достижения относительного паритета и 40% для достижения равновесного паритета.

Таблица 3 – Расчёт потерь от отсутствия паритета и необходимого размера бюджетной поддержки

Показатель

Относительный

паритет

Равновесный

паритет

Паритетная (откорректированная) выручка от реализации, млн.руб.

5186,0

5451,6

Фактическая выручка, млн.руб.

4676,0

4676,0

Потери от отсутствия паритета, млн.руб.

510,0

775,6

Степень достижения паритета, %

90,2

85,8

Фактический размер полученных субсидий, млн.руб.

307,4

307,4

Полученные субсидии в % от необходимого уровня

60,3

39,6

Проведенный анализ уровня поддержки сельского хозяйства области показал, что несмотря на значительный размер бюджетных субсидий, выделяемых сельскому хозяйству, они недостаточны для возмещения потерь в доходах, происходящих в результате межотраслевого обмена. В том случае если не удается создать для сельского хозяйства равные с другими отраслями условия получения рыночных доходов, то бюджетная поддержка должна компенсировать эти потери. В противном случае нарушается воспроизводственный процесс в отрасли, что ведет к ее разрушению. В настоящее время большая часть бюджетной поддержки сельского хозяйства это компенсация затрат на уплату процентов по кредитам, что не является возмещением потерь в доходах от диспаритета межотраслевых отношений.

Литература:

1. Сельское хозяйство Псковской области 2010: Стат.сб. / Псков:Псковстат., 2011.

2. Финансы Псковской области. 2010: Стат.сб. / Псков:Псковстат., 2011.

3. Эпштейн Д.Б. Паритет экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями и оценка финансовых потерь от его отсутствия / Д.Б. Эпштейн // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2002. - № 2.