Каталог статей |
Комшанов Д.С., Воронцов А.С. Корзины бюджетной поддержки сельского хозяйстваВнутренняя поддержка сельского хозяйства – получила большое распространение в развитых странах. Она осуществляется различными путями: компенсацией части расходов фермерам на приобретение сельхозтехники, удобрений; осуществлением государством льготных и безвозмездных работ по развитию инфраструктуры общего пользования в сельской местности (строительство дорог, оросительных систем, линий электропередач и т.п.). Одна из наиболее распространенных форм – это получение фермерами разницы между установленными правительством минимальными закупочными ценами и фактической, более низкой ценой, по которой фермер продает свою продукцию правительству. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО делит все меры поддержки на запрещенные, разрешенные и меры, подлежащие сокращению, (так называемые меры «голубой», «зеленой» и «желтой» корзины).Меры «зеленой» корзины – термин, используемый в рамках ВТО в отношении мер внутренней поддержки сельского хозяйства, которые могут быть освобождены из-под обязательств страны по их сокращению и исключены из Агрегированного показателя поддержки. Эти меры должны отвечать следующим фундаментальным требованиям: не оказывать искажающего влияния на внешнюю торговлю, осуществляться за счет финансируемых из государственного бюджета правительственных программ, не предусматривать перераспределение средств потребителей, не предусматривать поддержание цен производителей. В Приложении 2 к Соглашению по сельскому хозяйству ВТО приведен примерный перечень таких правительственных программ, и мер направленных на поддержание цен производителей. В этот перечень входят: научные исследования; борьба с вредителями сельского хозяйства; подготовка кадров; услуги по продвижению товаров на рынках; услуги по общедоступному инфраструктурному обеспечению (электроснабжение, дороги, водоснабжение, дренажные системы, охрана окружающей среды и др.) при условии, что в расходы по услугам не включается субсидирование инфраструктуры внутри фермерских хозяйств; финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов; помощь при стихийных бедствиях; программы региональной помощи. Правительства обязаны уведомить об этих мерах и регулярно информировать Секретариат ВТО об их реализации. Приложение 2 к Соглашению по сельскому хозяйству ВТО содержит подробные методические указания в отношении этих программ. Желтая (янтарная) корзина ВТО – это меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю. В отличие от зеленой корзины, меры желтой корзины считаются мерами, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, и такие меры ограничиваются в пределах, которые страна-член ВТО согласовывает либо при присоединении, либо в ходе Уругвайского раунда. И эти цифры фиксируются в абсолютном выражении в перечнях обязательств каждой страны, фиксируются в виде агрегированных мер поддержки, так называемых AMS (Aggregate Measurement of Support), на основе реальной поддержки за какой-то репрезентативный период – обычно это три года, которые предшествуют моменту присоединения. Присоединяющиеся страны согласовывают этот уровень с членами ВТО, и обязательства по объему поддержки, который они согласовывают, фиксируются в перечне, который прилагается к документам о присоединении. Если же этого не происходит, если AMS не фиксируются в перечнях, то поддержка может представляться в рамках янтарного ящика только в пределах уровня «de minimis». «De minimis» – это доля поддержки валовой стоимости произведенной продукции: для развитых стран, к которым будет относиться и Россия, это 5%, для развивающихся – это 10%. В 2009 году по данным системы национальных счетов России валовой выпуск по отрасли «сельское хозяйство» составил 2944,5 млн.руб. Таким образом, объем поддержки в рамках желтой корзины может составлять около 150 млн.руб. В AMS считается отдельно продуктовая специфическая поддержка и продуктовая неспецифическая. Продуктовая специфическая поддержка – это поддержка, которая направлена на поддержку какого-то конкретного продукта или товара. Продуктовая неспецифическая поддержка – поддержка без привязки к конкретному товару. Следует отметить, что в РФ большая часть, больше 90% мер поддержки относится к продуктовым неспецифическим. Считается, что такие меры более транспарентны и оказывают меньшее влияние на торговлю. В качестве примеров мер янтарной корзины можно привести ценовую поддержку интервенционной закупки какого-либо товара, субсидии на отдельные виды продукции, компенсации части стоимости комбикормов, мин.удобрений и т.д. К продуктовой неспецифической поддержке относятся льготы по оплате стоимости горючесмазочных материалов, потребление сельхозпроизводителями электроэнергии на льготных условиях, кредиты, предоставляемые фермерам на льготных условиях. Голубая корзина ВТО – меры, направленные на ограничение производства. Он означает прямые платежи производителям в рамках программ ограничения и сокращения производства сельскохозяйственных продуктов, осуществляемых путем выведения земли из сельскохозяйственного оборота, сокращение поголовья скота в сельском хозяйстве, сокращения занятости в сельском хозяйстве. Платежи производятся по отдельным сельскохозяйственным угодьям. Эти меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-членов ВТО по сокращению внутренней поддержки и не включаются в Агрегированный показатель поддержки. В России такие меры практически не используются, поэтому переговоры по ним не ведутся. Эти меры, в основном, используются в Европейском союзе. Следующий блок поддержки, который регулируется в рамках соглашения по сельскому хозяйству, это экспортные субсидии. Вообще, в рамках ВТО экспортные субсидии являются запрещенными, но для сельского хозяйства делается исключение. Это исключение делается для тех стран, которые зафиксировали в своих перечнях применение экспортных субсидий в определенном объеме и обязательства по их сокращению. Такое право есть не у всех стран ВТО. Экспортные субсидии перечислены в статье 9.1 соглашения по сельскому хозяйству, т.е. те экспортные субсидии, которые могут применяться в объемах, которые согласованы этими странами. Однако, в настоящее время в рамках нового раунда переговоров в рамках ВТО, которые направлены на дальнейшее совершенствование правил этой организации, на дальнейшую либерализацию торговли, предварительно была достигнута договоренность, что к 2013 году развитие страны перестанут использовать экспортные субсидии. Для развивающихся стран предусмотрен более длинный льготный период, но в 2017 году они также должны отказаться от использования экспортных субсидий. Однако, в настоящее время договоренности нового раунда не оформлены, и пока эта договоренность, так сказать, висит в воздухе. РФ на определенном этапе пыталась отстоять применение экспортных субсидий, однако, с учетом этих договоренностей нового раунда, страны-члены ВТО были очень негативно настроены по отношению к этому намерению, апеллируя к тому, что в рамках ВТО происходит отказ от экспортных субсидий, так почему же присоединяющаяся страна должна их использовать. В итоге сейчас предложение России по сельскому хозяйству не предусматривает использование экспортных субсидий, т.е. после присоединения к ВТО экспортные субсидии в сельском хозяйстве использоваться не будут.
|