Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыцева А.В. Формирование конкурентоспособной отрасли селького хозяйстваИ в виду проблематичности данного вопроса необходимо разработать эффективную политику поддержки сельского хозяйства, которую можно обозначить как аграрный протекционизм в Российской Федерации.Протекционизм представляет собой систему поддержки собственного производителя. Родоначальником, официально провозгласившим на территории Российской империи данную политику можно считать императора Петра 1. Она заключалась в поддержке отечественного производителя путем установления повышенных пошлин на импортную продукцию. Неким прототипом данной политики, которую можно проследить в современной России можно назвать разработку и реализацию приоритетных национальных проектов. Они послужили стимулом для активизации инвестиционного интереса к сельскому хозяйству. Для инвесторов это своего рода гарантия со стороны государства на дальнейшее стимулирование и не препятствие развитию разнообразных инвестиционных проектов. Причем в первую очередь большое внимание уделяется отрасли животноводства. Сначала это был национальный проект «Развитие АПК» в 2006-2007 гг., сейчас же можно говорить о государственной программе развития АПК до 2012 г., которые здорово активизировали инвестиционный процесс. На стадии разработки находится государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Таблица 1. Удельный вес сельского хозяйства в экономике России, %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Но несмотря на эти мероприятия со стороны государства вклад сельского хозяйства в ВВП страны еще не достиг уровня 1990 г. и резкого увеличения инвестиционного интереса не наблюдается, эту тенденцию можно проследить по таблице 1. При этом наблюдается резкое сокращение численности населения занятого в сельскохозяйственном производстве с резким сокращением основных фондов их моральным и материальным устарением. Основным элементом продовольственной безопасности страны является самообеспеченность продуктами питания. Под этим понятием можно понять – удовлетворенность основной части населения в продуктах питания за счет отечественного производства. Решению именно этой проблемы направлена программа агропромышленного протекционизма. Для того чтобы решить проблемы продовольственной безопасности на региональном уровне и уровне всей страны в целом помимо государственной поддержки и развития сельского хозяйства необходимо на государственном уровне законодательно закрепить следующие приоритеты: развитие инфраструктуры рынка; устранение существующих барьеров при перемещении и реализации товаров внутри страны; реализация системы адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения; создание единых служб по контролю качества продукции поступающий на отечественный рынок; создание собственных брендовых продуктов, что увеличивает его конкурентоспособность на рынке.
Рисунок 1 Схема формирования конкурентоспособной отрасли. Хотелось бы отметить дифферинциальную поддержку по неравновесной методике предложенную В.И. Губайдуллиной и В.К. Нусратуллиным. В рамках данной политики предполагается выделение 3 типов регионов. Для каждого из которых предполагается применение конкретной политики ориентированной на улучшение экономического состояния региона или же поддержания существующего положения. Первый тип районов – неэффективные – предполагается применять политику государственного контроля. Второй тип районов – малоэффективные районы – политика государственного благоприятствования. Третий тип районов – эффективные районы – политика государственного невмешательства.
Рисунок 2 Направления и структура прямой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Дифференциальная поддержка по неравновесной методике позволит распределить государственную поддержку по наиболее нуждающимся регионам, сократить отток денежных средств в сопредельные отрасли, будет компенсировать затраты тем отраслям сельскохозяйственного производства с наиболее высокими издержками производства, тем самым это приведет к сокращению стоимости продовольствия на рынке, при условии регулирования деятельности переработчиков продукции сельского хозяйства со стороны государства. Она наглядно представлена на рисунке 2. С позиции организации производства сельскохозяйственной продукции считаем эффективным объединение неэффективных товаропроизводителей в сельскохозяйственные кооперативы с целью диверсификации производства. В то время как малоэффективные и эффективные товаропроизводители могут создавать финансово-агропромышленные группы или холдинги.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||