Каталог статей

Рыцева А.В.

Формирование конкурентоспособной отрасли селького хозяйства

И в виду проблематичности данного вопроса необходимо разработать эффективную политику поддержки сельского хозяйства, которую можно обозначить как аграрный протекционизм в Российской Федерации.

Протекционизм представляет собой систему поддержки собственного производителя. Родоначальником, официально провозгласившим на территории Российской империи данную политику можно считать императора Петра 1. Она заключалась в поддержке отечественного производителя путем установления повышенных пошлин на импортную продукцию.

 Неким прототипом данной политики, которую можно проследить в современной России можно назвать разработку и реализацию приоритетных национальных проектов. Они послужили стимулом для активизации инвестиционного интереса к сельскому хозяйству. Для инвесторов это своего рода гарантия со стороны государства на дальнейшее стимулирование и не препятствие развитию разнообразных инвестиционных проектов. Причем в первую очередь большое внимание уделяется отрасли животноводства. Сначала это был национальный проект «Развитие АПК» в 2006-2007 гг., сейчас же можно говорить о государственной программе развития АПК до 2012 г., которые здорово активизировали инвестиционный процесс. На стадии разработки находится государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

Таблица 1. Удельный вес сельского хозяйства в экономике России, %

Показатели

1990г.

1995г.

2000г.

2005г.*

2006г.*

2007г.*

2010г.*

ВВП

16,4

7,0

6,6

5,1

4,6

4,6

8,8

Численность занятого населения

12,9

14,7

13,9

11,1

10,6

10,3

10,2

Инвестиции в основной капитал

15,9

3,5

2,7

4,0

4,9

5,5

4,1

Основные фонды

11,4

11,6

7,1

3,6

3,4

3,5

3,2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

Но несмотря на эти мероприятия со стороны государства вклад сельского хозяйства в ВВП страны еще не достиг уровня 1990 г. и резкого увеличения инвестиционного интереса не наблюдается, эту тенденцию можно проследить по таблице 1. При этом наблюдается резкое сокращение численности населения занятого в сельскохозяйственном производстве с резким сокращением основных фондов их моральным и материальным устарением.

  Основным элементом продовольственной безопасности страны является самообеспеченность продуктами питания. Под этим понятием можно понять – удовлетворенность основной части населения в продуктах питания за счет отечественного производства. Решению именно этой проблемы направлена программа агропромышленного протекционизма. 

Для того чтобы решить проблемы продовольственной безопасности на региональном уровне и уровне всей страны в целом помимо государственной поддержки и развития сельского хозяйства необходимо на государственном уровне законодательно закрепить следующие приоритеты: развитие инфраструктуры рынка; устранение существующих барьеров при перемещении и реализации товаров внутри страны; реализация системы адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения; создание единых служб по контролю качества продукции поступающий на отечественный рынок; создание собственных брендовых продуктов, что увеличивает его конкурентоспособность на рынке.

Рисунок 1 Схема формирования конкурентоспособной отрасли.

Хотелось бы отметить дифферинциальную поддержку по неравновесной методике предложенную В.И. Губайдуллиной и В.К. Нусратуллиным.  В рамках данной политики предполагается выделение 3 типов регионов. Для каждого из которых предполагается применение конкретной политики ориентированной на улучшение экономического состояния региона или же поддержания существующего положения. Первый тип районов – неэффективные – предполагается применять политику государственного контроля. Второй тип районов – малоэффективные районы – политика государственного благоприятствования. Третий тип районов – эффективные районы – политика государственного невмешательства. 

Рисунок 2 Направления и структура прямой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Дифференциальная поддержка по неравновесной методике позволит распределить государственную поддержку по наиболее нуждающимся регионам, сократить отток денежных средств в сопредельные отрасли, будет компенсировать затраты тем отраслям сельскохозяйственного производства  с наиболее высокими издержками производства, тем самым это приведет к сокращению стоимости продовольствия на рынке, при условии регулирования деятельности переработчиков продукции сельского хозяйства со стороны  государства. Она наглядно представлена на рисунке 2.

С позиции организации производства сельскохозяйственной продукции считаем эффективным объединение неэффективных товаропроизводителей в сельскохозяйственные кооперативы с целью диверсификации производства. В то время как малоэффективные и эффективные товаропроизводители могут создавать финансово-агропромышленные группы или холдинги.