Каталог статей |
Зволинская О.В. Головин А.В. Агропромышленный комплекс как фактор социально-экономического развития страныОбщеизвестно, что каждое рабочее место в сельском хозяйстве создает не менее 5 - 6 рабочих мест в других отраслях производства и обслуживания. Значение отрасли повышается необходимостью защиты продовольственной безопасности страны и национальных интересов товаропроизводителей, а также ростом уровня занятости и благосостояния населения.Россия, обладая огромной площадью земель сельскохозяйственного назначения - 10 % всех пахотных земель мира, водными ресурсами, остается важнейшим импортером продовольствия, зависимым от внешних товарных рынков. Только в 2010 году закупка продовольствия превысила $ 36,4 млрд. При этом, согласно Государственной программе, совокупный объем финансирования развития сельского хозяйства страны за счет бюджетных средств всех уровней и внебюджетных источников составил около 320 млрд. руб. или $ 10-млрд. При валовой продукции сельского хозяйства всех категорий в 2010 году в 2618,5 млрд. руб. (около $ 88-млрд.), из которых валовой сбор зерновых культур в ценах производителей составил 242 млрд. руб. или порядка $ 8-млрд. (практически не импортировалось). Следовательно, на $ 80-млрд. произведенной сельхозпродукции и субсидированных затратах $ 10-млрд., более 50% приходилось на внешний закуп продовольствия, что позволяет констатировать о низкой эффективности функционирования аграрного сектора экономики России. Также следует отметить, что ежегодная «хлопковая» зависимость России в таком стратегическом сырье оценивается около $ 2,0 млрд., а с учетом экспансии на российских рынках текстильных товаров – порядка $ 7-10 млрд. Вместе с тем, как свидетельствуют научные исследования, природно-климатические условия Юга России имеют потенциальные возможности полностью покрыть указанный дефицит данного сырья. Сложившийся подход финансирования и государственной поддержки сельского хозяйства не может способствовать индустриализации отрасли, созданию высокотехнологичных рабочих мест и формированию ее конкурентоспособности в мировом экономическом сообществе. Новая государственная аграрная политика, целевые приоритеты которой определены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264 «О развитии сельского хозяйства», призвана обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, занятость сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве. Первые результаты реализации приоритетного национального проекта Развитие агропромышленного комплекса и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы показали: - мелкотоварное производство и, в первую очередь, личные подсобные хозяйства населения (ЛПХ) занимают доминирующее положение в сельскохозяйственном производстве; - в структуре продукции сельского хозяйства малые формы хозяйствования (МФХ) занимают до 60%, в том числе хозяйства населения – 50% (по выращиванию овощей, картофеля и ряда других культур 70 - 80%), а крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели - лишь около 7%; - занятость в общественном сельском хозяйстве перестала играть роль основного источника существования работников, главным для населения остается личное подсобное хозяйство. Выразившиеся диспропорции в развитии сельского хозяйства наряду с многочисленными аспектами технологического уровня земледелия позволили многочисленным ученым-аграриям сделать выводы «в нашей стране никакой аграрной (земельной) политики просто не существует». Указанные обстоятельства вызваны отсутствием активной институциональной политикой государства, неудовлетворительным уровнем развития рыночной инфраструктуры, затрудняющим доступ мелкотоварных сельхозпроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических, информационных и других видов ресурсов. Более комплексный подход предусмотрен в проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. В составе подпрограммы «Поддержки малых форм хозяйствования» заложены новые тенденции поддержки ЛПХ. В структуре этих начинаний предлагается реализовать пять ведомственных целевых подпрограмм. Однако экспертная оценка показывает, что ни одна из них в полной мере не отвечает интересам развития хозяйств населения. Большая часть программных мероприятий не предусматривает государственную поддержку, а действующие - труднодоступны и малоэффективны. К приоритетам в институциональной сфере отнесено развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров. К сожалению, для МФХ не предложены конкретные механизмы и инструменты, меры и подходы по мотивации этих хозяйств в целях трансформации ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства. Отсутствуют новые идеологические подходы к развитию кооперационных отношений, определяющие мотивацию сельского населения, кроме вынужденного понуждения, в первую очередь хозяйств населения, для вовлечения в кооперацию. Указанная категория сельхозпроизводителей не имеет общероссийской и региональных инфраструктур их поддержки и развития. В результате кредитная обеспеченность ЛПХ не превышает 2-3%, что сдерживает дальнейшее развитие сельского хозяйства и модернизационные процессы в АПК. Наш институт в течение ряда лет занимается фундаментальными исследованиями в области функционирования мелкотоварных хозяйств населения. Результаты исследований и проводимого мониторинга их деятельности позволили выявить процессы и причинно-следственные связи, происходящие в этом секторе экономики, сформулировать конкретные предложения по их совершенствованию и соответствующие модели, направленные на повышение эффективности функционирования ЛПХ. Разработанная концепция проекта создания инфраструктуры межрегиональной агроресурсной кооперативной сети как вертикально интегрированной потребительской кооперации, оказывающей участникам хозяйственного оборота услуги комплексного сетевого управления ресурсами (ресурсного администрирования). В основу его реализации предусмотрено решение трех основных задач развития сельского хозяйства: повышения доступности для хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств банковских кредитных ресурсов; формирования в регионах инфраструктуры, обеспечивающей их поддержку, включая инновационное развитие; обеспечение социальных гарантий для сельского населения. Обоснованность данного подхода определяется тем, что труд, выступая в качестве главного фактор-ресурса общественного производства, может иметь тенденцию к увеличению своей производительной силы при наличии и создании стимулирующих условий, обеспечивающих мотивационную направленность к росту. Состояние спроса работодателей на наемный труд и предложений носителей труда выступает объективным индикатором уровня качественного развития производительных сил. Поэтому идеология наших предложений состоит в необходимости внедрения для ЛПХ, наряду с экономическими и «социальных» форм субсидирования хозяйств населения, что позволит в рамках концепции устойчивого развития сельских территорий осуществлять «инвестиции в человеческий капитал». Использование разработанной экономической модели, на основе предложенной концепции создания общероссийской агроресурсной кооперации, позволяет констатировать о возможности формирования нового типа аграрных отношений. Модернизация системы потребительской кооперации страны будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию села, а агропромышленный комплекс – выступать важным фактором социально-экономического развития страны, что отвечает программным документам Правительства РФ.
Литература: 1. Головин А.В. Агробизнес как особая форма развития малого предпринимательства // Проблемы экономики, 2008. - № 6(25). – С. 48-51. 2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446. 3. Зволинский В.П., Головин В.Г., Роткин В.М. Агроресурсная кооперация - новый тип аграрных отношений // Вестник РАСХН, 2009, № 3. - С. 25-26. 4. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д.С. Львова. - М.: Экономика, 1999 // [сылка более недоступна} 5. Самсонов А. О продовольственной безопасности России, 2011 // [сылка более недоступна}
|