Каталог статей

Ахтямов М.И.

Проблемы ошибочного начисления транспортного налога и способы его решения

На протяжении многих лет с момента введения транспортного налога существуют проблемы его взыскания. Данная проблема не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день. Основная проблема заключается в том, что в процессе компьютеризации органов ГИБДД в ходе переноса данных с бумажных носителей информации на электронные, часть данных была либо утрачена и не внесена, либо была забыта. Кроме этого, большое количество транспортных средств уже не используется или оправлено в утиль. Та же ситуация и по умершим. Родственники не всегда вступают в наследство, так как транспортное средство сильно устарело. Однако во всех выше перечисленных примерах владелец транспортного средства числится в базе данных ГИБДД, откуда сведения передаются в налоговую инспекцию, и он вынужден выплачивать налог уже за не используемое транспортное средство.

        Работники налоговой инспекции, получив данные сведения, руководствуются этими данными и сами по личной инициативе без справки ГИБДД не имеют права удалить из базы собственника транспортного средства. За подобные действия, работник может лишиться работы, так как здесь речь идет о поступлении денежных средств в бюджет.

Согласно закону, гражданин, имеющий зарегистрированное на него транспортное средство, обязан платить транспортный налог с учетом действующих коэффициентов по его транспортному средству. Данный закон ввел новую главу в Налоговом кодексе РФ. Он заменил часть доходов от уплаты налогов: так из объекта обложения налогом на имущество физических лиц были исключены транспортные средства, а налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств отменены. При получении извещения об уплате налога, владельцу необходимо известить налоговую инспекцию о том, что данное транспортное средство давно снято с учёта, путем предоставления необходимой справки из ГИБДД. Что касается транспортных средств не снятых с учета, то при первом же извещении налогоплательщика об уплате налога, плательщик должен незамедлительно прибыть в ГИБДД для снятия с регистра.

В отношении тех, от кого налог не поступил, все материалы направляются к мировому судье для выдачи судебного приказа о взыскании налога. Мировым судьей до должника доводится информация о времени рассмотрения материала о взыскании транспортного налога. Неявка на рассмотрение не приостанавливает выдачу такого приказа. В дальнейшем судебный приказ направляется для исполнения в отдел судебных приставов.

Данную проблему начали решать путём выхода совместного приказа двух ведомств - Федеральной налоговой службы и МВД. Данный приказ обязывает информировать ведомства обо всех изменениях связанных с транспортными средствами и их хозяевами. Задача - избавить автовладельцев от ошибок при начислении налога. При идеальной работе приказа, человеку уже не придет из налоговой инспекции уведомление об оплате налога, за давно проданный или отработавший свой срок и отправленный в утиль автомобиль.

Ещё одна проблема заключается в том, что плательщик по различным причинам не всегда получает извещение об оплате налога на транспортное средство. Однако в базе данных ФНС начисляется сумма к оплате за прошедшие годы и по прошествии определённых лет выясняется, что плательщик не платил налог, к примеру, за украденное или утилизованное транспортное средство и налоговая обязывает выплатить всю сумму за прошедшие годы. По-моему мнению данную проблему можно решить следующим образом. При обнаружении налоговой инспекцией, не уплаты владельцем транспортного средства, налога в течение 2 лет, автоматически отправляется запрос в ГИБДД о выяснении причин не уплаты налога. В свою очередь ГИБДД информирует владельца о неуплате, и рекомендует сняться с учёта, либо обязывает своевременно уплатить налог. Таким образом, можно будет избежать неуплаты с зарегистрированных транспортных средств и недоимок в бюджет.

C выходом приказа и началом его четкой работы будет совершенствоваться процесс передачи данных. Усилится сотрудничество между ГИБДД и ФНС, что даёт возможность следить за всеми изменениями, происходящими у владельцев их транспортных средств. Помимо всего прочего, обмен информацией между двумя ведомствами будет строго защищен, что не допустит разглашения персональных данных. Так же данный приказ даёт возможность, при согласовании между ведомствами, в случае расхождения или недостаточности сведений для исчисления транспортного налога, корректировать данные. Вместе с этим вступает в силу регламент о регистрации транспортного средства. По нему автовладелец может зарегистрировать свою машину не только по месту жительства, а в любом подразделении ГИБДД в границах региона. Вследствие этого данные о собственниках автомобилей будут передаваться не в местное отделение налоговой инспекции, а в региональное.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, данная проблема актуальна на сегодняшний день, и, несмотря на выход данного приказа,  он не в полном объёме решает эти проблемы и правительству необходимо следить за его исполнением и своевременно вносить коррективы для успешного решения проблемы.