Каталог статей

Кузьмич Н.П.

Саморегулируемые организации как инструмент управления строительным комплексом

В условиях современной экономики саморегулирование наряду с рынком и государством является эффективным инструментом регулирования экономической деятельности. Данный подход позволяет оптимизировать функции, возложенные на государство, сократить пределы его вмешательства в экономику. История становления института саморегулирования бизнеса берет своё начало в странах с развитой рыночной экономикой. Известно, что первая саморегулируемая организация возникла в США в 1889 г. – решением конгресса была создана Межштатная торговая ассоциация, которая получила статус независимого органа административной власти и взяла на себя  функции регулирования торговли между отдельными штатами. Позднее аналогичные ассоциации стали появляться в Европе [3].

Постепенно начали создаваться разнообразные профессиональные объединения юристов, нотариусов, аудиторов, арбитражных управляющих, профессиональных участников фондовых рынков, которые разрабатывали этические и специальные стандарты своей деятельности, формировали механизмы контроля за выполнением этих правил. Тем самым саморегулируемые организации  не только защищали  интересы собственных членов, но и содействовали повышению качества своей профессиональной деятельности.

В России при переходе к рыночным отношениям регулирование рынка  сохранялось за государством. Данный процесс вылился в воздействие на рыночные отношения посредством многочисленных приказов и инструкций, а таже в лицензирование большого количества видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Создаваемые в этих условиях объединения предпринимателей превращались в структуры,  отстаивающие интересы своих групп  перед чиновниками, или становились своеобразными клубами по интересам. Регулирование того периода не всегда отвечало реальным интересам потребителей товаров или услуг, поскольку и государственное регулирование, и объединения предпринимателей не гарантировали  потребителям требуемого уровня качества и не несли правовой и финансовой ответственности за возможный ущерб. В связи с этим государством было принято принципиальное  решение – переложить накопленный мировой опыт по саморегулированию в норму закона, чтобы предоставить  объединениям предпринимателей  в России возможность результативно представлять интересы своих членов не только  перед государственными органами власти, но и перед потребителями. Условиями формирования современного саморегулирования явились:

- усиление конкуренции, стимулирующее ориентацию на максимальное удовлетворение потребителей и улучшение обратной связи;

-поддержка формирования гражданского общества;

-повышение важности соблюдения этических стандартов профессиональной деятельности отраслевых правил, норм и стандартов деятельности;

-снижение государственных расходов на регулирование профессиональных сообществ;

-потребность в обмене информацией при разработке и внедрении инновационных и маркетинговых технологий;

-снижение административных барьеров и осуществление политики дорегулирования;

-заинтересованность в поддержании добросовестной конкуренции и репутации в отрасли;

- возрастание потребности в получении качественных товаров и услуг;

- борьба с коррупцией.

Таким образом, в российских условиях саморегулирование связано, прежде всего, с освобождением государства от избыточных функций и их передачей иным субъектам экономики. У саморегулирования в настоящее время много сторонников и противников. Как показывает практика, противники – это в основном те, кто просто не разобрался в механизме действия саморегулирования, выполняемых им функций. Но есть и идейные противники, например, чиновники, которые прекрасно понимают,  что с внедрением саморегулирования их полномочия резко уменьшатся. К противникам также можно отнести определенную часть предпринимателей, являющихся недобросовестными участниками рынка, которые не заинтересованы  в усилении  контроля за конечными результатами своей деятельности [5].

Федеральный закон от 01.12.2007 г.№315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» позволил перейти к началу работы по созданию саморегулирования в различных сферах и областях деятельности. В соответствии с этим законом «саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства вида деятельности по производству товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая  субъектов профессиональной деятельности определенного вида» [1]. Основная цель введения института саморегулирования состоит, с одной стороны, в проведении разграничения  между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных и предпринимательских объединений для создания условий формирования таких институтов, которые смогли бы реально противостоять  административному давлению на бизнес, создавать эффективные механизмы  финансовой и правовой ответственности перед потребителем. А с другой стороны, построить правильную  коммуникацию в системе «власть – бизнес – общество», обеспечивающую условия для принятия сбалансированных управленческих решений и придающих всем участникам дополнительные возможности в реализации своих интересов.

Преимущества института саморегулирования заключаются в следующем:

- стандарты и правила саморегулирования, как правило, более гибкие по сравнению с нормами, устанавливаемыми государством, поскольку легче адаптируются к изменяющимся условиям;

- члены саморегулируемых организаций (участники рынка) имеют больше возможностей  воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов;

- солидарная ответственность членов саморегулируемой организации перед потребителями;

- экономия государственных бюджетных средств, которые могут быть направлены на решение иных социально-экономических задач;

- снижение коррупции среди чиновников;

- создание организаций саморегулирования позитивно сказывается на отношении общества к бизнесу, в том числе благодаря повышению открытости бизнеса  и его социальной ориентации.

В то же время необходимо учитывать и возможные недостатки саморегулирования:

- требования, предъявляемые  к членам саморегулируемых организаций, как  правило, не распространяются на аутсайдеров рынка;

- создание дополнительных входных барьеров (высокие членские взносы, заданный уровень страхования профессиональной или гражданской ответственности, высокий уровень взносов в компенсационные фонды и др.) может привести к повышению  цен на товары и услуги членов саморегулируемых организаций;

- вероятность авторитарности руководства и предвзятого подхода к контролю за деятельностью членов саморегулируемых организаций;

-недоверие со стороны общества к способности бизнеса или профессиональных объединений самостоятельно обеспечивать регулирование определенной сферы деятельности, а также контроль за соблюдением установленных  стандартов и правил.

Эффективное функционирование саморегулирумой организации требует выявления свойственных им рисков и эффективного управления ими. К  таким рискам можно отнести:

-возникновение двойного регулирования субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности со стороны государства и саморегулируемой организации;

- ограничение конкуренции вследствие деятельности саморегулируемой организации.

Считается необходимым взаимодействие саморегулируемых организаций  с различного рода союзами, ассоциациями, торгово-промышленными палатами, общими неправительственными организациями из всех областей. Это позволит разрабатывать и реализовывать не только краткосрочные, но и долгосрочные стратегические планы, что окажет положительный эффект  на развитие социально-экономической системы на различных уровнях (местном, региональном, национальном и др.).

Таким образом, можно констатировать, что саморегулирование как институт социально-экономической системы, объединяющий представителей предпринимательского сообщества, способствует реализации задач развития частно-государственного партнерства и других механизмов гражданского общества, расширению участия предпринимателей в подготовке и принятии нормативных решений, усовершенствованию существующих нормативно-правовых актов  и т.д.

В строительной отрасли России с 1 января 2010 года саморегулирование пришло на смену лицензирования. Федеральный закон № 148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные  акты Российской Федерации»  предусматривает механизм создания саморегулируемых организаций в области строительной деятельности. Основными целями саморегулируемых организаций в строительном комплексе являются:

1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, объектам культурного наследия народов РФ вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.[2] 

Саморегулируемая организация в строительстве реализовывает следующие функции: устанавливает правила и стандарты профессиональной деятельности своих участников; контролирует предпринимательскую и профессиональную деятельность своих участников; привлекает к ответственности участников саморегулируемой организации за нарушение её правил и стандартов и другие. Вместе с тем, с саморегулированием продолжают действовать инструменты государственного контроля над строительной деятельностью в виде государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственного строительного надзора за соответствием выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов.

В Градостроительном кодексе РФ установлено, что условием допуска на строительный рынок является обязательное членство предприятий в саморегулируемых организациях. Членами саморегулируемых организаций становятся строительные предприятия, которые осуществляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ими также становятся организации, занимающиеся подготовкой проектной документации для строящихся объектов, и занимающиеся инженерными изысканиями объектов капитального строительства. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. За работу без допуска предусмотрена административная ответственность, поскольку работа без него считается незаконным предпринимательством.

Критерием приёма в саморегулируемую организацию является, прежде всего, соответствие вида работ, который выполняет организация. Каждая строительная организация, вступающая в саморегулируемую организацию, должна оплатить взнос в компенсационный фонд. Особенно жёсткие требования предъявляются к квалификации и наличию определённого стажа работы руководителей и специалистов строительных предприятий. Не менее чем три специалиста должны иметь  высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднетехническое профессиональное образование (со стажем работы по специальности не менее 3-х и 5-ти лет соответственно). Так же, установлены требования к повышению квалификации специалистов: обучение на курсах повышения квалификации должно происходить не реже, чем один раз в 5 лет.[4] Вступающим в саморегулируемую организацию компаниям сложно соответствовать данным критериям из-за нехватки квалифицированного персонала, что является основной причиной возможного отказа или сокращения перечня видов работ, на получение свидетельства о допуске к которым претендует компания. Так же для осуществления каждого вида работ необходимо наличие соответствующей материально-технической базы.

В России созданы три Национальные объединения саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях, на которые возложены серьёзные полномочия, такие как: контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, вопросы технического регулирования, разработка унифицированных требований по выдаче свидетельств о допуске к работам. В связи с этим, основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:

- обсуждение вопросов государственной политики в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства;

-представление интересов саморегулируемых организаций соотвествующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

- рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организациий соответствующих видов и т.д.

Они создают единую базу саморегулируемых организаций, в которой можно найти сведения о кандидатах в члены, о самих членах, а также о тех, кому отказали в принятии или исключили из состава членов. База полезна, например, для заказчиков и тендерных комиссий. Для обеспечения публичности и прозрачности работы ведется постоянный мониторинг деятельности самих саморегулируемых организаций. Между тем, национальные объединения саморегулируемых организаций не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность.

         Таким образом, развитие саморегулирования создаёт предпосылки для комплексного решения двух взаимосвязанных задач: повышения прозрачности отношений государства с бизнесом и сокращения бюрократических барьеров.

В настоящее время в Российской Федерации, кроме саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и изыскания,  действуют саморегулируемые организации арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков, кадастровых инженеров, энергетического обследования, теплоснабжения и т.д. Продолжается активная законотворческая работа по конкретизации правовой базы для саморегулирования в различных сферах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями) от 01.12.1007 №315-ФЗ

2.Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)  от 29.12.2004 №190-ФЗ

3.Кондратьева,  М.Н. Особенности развития саморегулирования  в жилищно-коммунальной сфере [Текст] / М.Н.Кондратьева, Е.В.Баландина, Г.А.Николаев// Экономический анализ: теория и практика, 2011. - №43 (250). – С.24 -28.

4. Кузьмич, Н.П. Проблемы и процессы, происходящие в строительном  комплексе Амурской области [Текст] /Н.П.Кузьмич// Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2011. - №2(38). – С.284-285.

5. Юрьева, Т.В. Саморегулирование: история вопроса и перспективы развития [Текст] / Т.В.Юрьева, Н.Ю.Миронюк//Экономический анализ: теория и практика, 2011. - № 44(251). – С.54 – 58.