главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Мисник О.В. Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина Камеральный контроль как одна из форм налогового контроляОдной из форм налогового контроля и на сегодняшний день приоритетным направлением в области осуществления налогового администрирования является камеральный контроль, осуществляемый органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также иных документов и сведений о деятельности налогоплательщика. Данный контроль включает проверку полноты представления налогоплательщиком налоговой отчетности, правильность заполнения соответствующих граф и строк налоговой отчетности, правомерность применения различных льгот, превышение условий, предусмотренных для субъектов малого бизнеса, а также осуществления арифметической сверки отчетных показателей. При этом используются следующие методы: -визуальный; -логической проверки; - арифметической проверки; -проверки своевременности предоставления форм налоговой отчетности, а также уплаты налоговых платежей; - проверки правильности применения ставок и наличие подтверждающих документов на право применения льгот. Особенностью данного вида контроля является то, что он носит заочный характер без непосредственного контактирования налогового инспектора с проверяемым субъектом, осуществляется по месту нахождения налогового органа и для его проведения должностным лицам не требуется какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа. При выявлении ошибок в предоставленной отчетности или при обнаружении противоречия между сведениями, содержащимися в налоговой отчетности, налогоплательщику направляется уведомление для самостоятельного устранения допущенных ошибок. То есть в случае обнаружения ошибок в отчетной или иной представленной налогоплательщиком документации орган налоговой службы вправе потребовать от налогоплательщика их незамедлительного устранения путем: - постановки на регистрационный учет; - представления налоговой отчетности либо пояснения; - уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет [1]. Необходимо отметить, что уже сейчас, благодаря информационной системе «Кабинет налогоплательщика» электронным способом направляются порядка 97-98% уведомлений по камеральному контролю. Последний был усилен с целью снижения коррупционности и количества документальных проверок [2] . Однако, несмотря на существующие мнения о малой эффективности данного вида контроля, необходимо отметить, что именно с использованием камерального контроля обеспечивается всеобъемлющий контроль, зачастую не уступающий по степени эффективности выездным налоговым проверкам. В настоящее время реализован запуск камерального контроля по налогу на добавленную стоимость, по корпоративному подоходному налогу, по налогу на имущество и земельному налогу с юридических лиц. Всего в 2009 году произведено автоматизированных запусков по камеральному контролю: по НДС – 20 запусков по декларациям за 2008 год, по корпоративному подоходному налогу – 1 запуск по декларациям за 2006 год, по земельному и транспортному налогам с юридических лиц-1 запуск за 2006 год. В результате, всего налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость увеличены на 26,1 млрд.тенге. Повысилась налоговая дисциплина в части полноты и корректности заполнения форм налоговой отчетности, резко уменьшился удельный вес «пустографок» - с 45% до 36%. В 3 раза уменьшился удельный вес форм налоговой отчетности с незаполненными реестрами по реализации. Из 31 тысячи налогоплательщиков, по которым были сформированы уведомления по камеральному контролю, 1,9 тысяч налогоплательщиков, существующих с 2009 года по апрель 2010 года налог на добавленную стоимость не платили вообще, начиная с мая уплатили в бюджет 2,6 млрд.тенге. Крупными налогоплательщиками самостоятельно скорректированы объекты налогообложения и дополнительно уплачены налоги и пени в бюджет в сумме 9,6 млрд.тенге. Проведена работа по привлечению к административной ответственности крупных налогоплательщиков, своевременно не представивших отчетность по мониторингу, а также налогоплательщиков, не предоставивших документы, подтверждающие обоснованность применения ими экспортных цен, сумма уплаченного штрафа составила 7,6 млн.тенге [3]. Также в ближайшее время предполагается осуществить запуск автоматизированного камерального контроля по налогам с фонда оплаты труда – индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу. В целях эффективности взаимодействия территориальных налоговых органов с подразделениями Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью активизирована совместная работа в части направляемых запросов, по которым необходимо оказать содействие в обеспечении установления местонахождения налогоплательщика. Кроме этого, начато использование механизмов внутреннего контроля, с использованием Системы управления рисками, что позволит более эффективно осуществлять антикоррупционные мероприятия. По итогам анализа с применением принципов данной системы сформированы перечни рисковых налогоплательщиков, для которых характерны следующие признаки: - присутствие в списках налогоплательщиков, по которым выявлены расхождения по результатам проведения камерального контроля; - оптимизация суммы налога за счет представления дополнительных деклараций на одну и ту же сумму; - фиктивное устранение расхождений путем представления дополнительных форм налоговой отчетности на одинаковую суму оборотов по реализации и приобретению; - установление фактов взаиморасчетов с лжепредприятиями. Реализованные в настоящее время налоговыми органами механизмы электронного выявления фиктивных счет-фактур позволили оперативно выявить схемы уклонения от уплаты налогов путем создания цепочки фирм- «однодневок», занижения объемов реализации, фактов выписки таких счетов-фактур ликвидированными предприятиями, отнесения в зачет НДС по счетам-фактурам несуществующих налогоплательщиков. По состоянию на 1 июля 2010 года 8599 контрагентов лжепредприятий самостоятельно устранили нарушения: представили дополнительные декларации, где скорректирована сумма НДС, ранее отнесенная в зачет по взаиморасчетам на сумму 10,88 млрд.тенге. Кроме того, 6607 покупателей «исправили» размер корпоративного подоходного налога на 14,58 млрд.тенге. Налоговые органы по итогам проверок у 1297 контрагентов исключили из зачета НДС по таким сделкам на сумму 6,9 млрд.тенге, 1111 контрагентам дополнительно начислено 11,76 млрд.тенге. Проведение камерального контроля – это процесс достаточно трудоемкий и сложный, особенно в налоговых органах с низкой компьютеризацией и отсутствием соответствующих программ. В целях разрешения данной проблемы налогоплательщики переведены на годовые отчеты в соответствии с порядком, который существует во многих странах. Однако данное нововведение коснулось только деклараций по корпоративному подоходному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства. По налогу на добавленную стоимость, социальному налогу и других видов налогов и платежей декларации и расчеты сдаются ежеквартально. В рамках повышения эффективности необходимо провести дальнейшему автоматизацию процессов проверки. Так, только за счет только одной передачи уведомлений в кабинет налогоплательщика, т.е. перехода на электронную форму направления уведомлений, дополнительная экономия бюджетных средств и трудозатрат оценивается в миллионы тенге и десятки тысяч человеко-часов. А высвободившиеся ресурсы будут направлены на действительно налоговое администрирование, т.е. более качественную обработку уведомлений и принятие мер по обеспечению устранений нарушений налогового законодательства. При этом приоритетным направлением является не только принятие установленных мер в полном объеме, но и достижение конечного результата - своевременную уплату налоговых платежей всеми налогоплательщиками. 1. Жампозова Д. Порядок обработки результатов камерального контроля// Вестник налоговой службы Республики Казахстан, №3, 2010 г. 2. Ергожин Д. Плата за цивилизацию. Налоги становятся энергией устойчивого развития экономики страны//Вестник налоговых служб, №10, 2010 г. 3. Ергожин Д. Коллегия Министерства финансов Республики Казахстан по итогам 2010 года//Вестник налоговых служб, №2, 2011 г. |