Каталог статей

Быченко О.Г., Вострова Р.Н.

Современное состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь

     Транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства,  обеспечивающая  потребности его отраслей и населения в перевозках. Он является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

     На предприятиях транспортного комплекса занято около 5%  общей численности работающих в Республике Беларусь. Он использует около 17% производственных средств, на  развитие которых ежегодно отчисляется свыше 11% всех инвестиций Республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов, ежегодно расходуя около 5% электроэнергии, 75% бензина, 54% дизельного топлива и 7% природного газа от общего объема их потребления в республике. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.

     Налоги на доходы от транспортной деятельности дают максимальную долю отчислений в государственный бюджет. Также значительную долю доходов республика получает от транзитных перевозок, осуществляемых через ее территорию автомо6ильным и железнодорожным транспортом, транспортировки нефти  и газа, а также за счет использования иностранными авиакомпаниями аэронавигационного оборудования.

     В 2010 г. доля автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составила  76,0%;  железнодорожного  -  23,3%; речного и воздушного - 0,7%. Грузооборот рассчитывается с учётом дальности перевозок, поэтому его структура отличается от структуры «перевезено грузов»  и выглядит следующим образом:  доля автомобильного транспорта в грузообороте  составляет 22,6%; соответственно железнодорожного - 77,1% и речного и воздушного - 0,3%.

     Доля автомобильного транспорта в общей численности перевезенных пассажиров составила 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.

     Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является в республике важнейшим источником валютных поступлений, выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

     Белорусская железная дорога является одним из основных звеньев транспортного комплекса страны и занимает важное место в жизнеобеспечении Республики Беларусь и ее многоотраслевой экономики.

     Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью Евроазиатского железнодорожного комплекса. Он включает магистральный и промышленный виды транспорта. Магистральный железнодорожный транспорт РБ представлен производственным объединением “Беларуская чыгунка”, промышленный железнодорожный транспорт — производственным объединением "ПРОМЖЕЛДОРТРАНС".

     Республика Беларусь располагает довольно густой сетью железных дорог (в среднем 27 км/1000 кв. км. территории). Густота железнодорожной сети существенно колеблется в пределах самой респу6лики от 22 км/1000 кв. км в Минской и Гомельской о6ластях до 35 км/1000 кв. км. в Брестской. Разветвленность железнодорожной сети обеспечивает доступ населенных пунктов республики к 40% железнодорожных станций. По областям их доля существенно различается между собой от 21% в Гродненской до 50% в Могилевской области.

     В Беларуси используется железнодорожная колея размером 1520 мм и 1524 мм, эксплуатационная длина путей составляет 5512 км, из них двухпутные участки — 1640 км (28,5%), из них 897 км электрифицированы, однопутные — 3867 км. Доля транспортной работы, выполняемой электрической тягой, составляет 37,2% от общего объёма работы. Для сравнения: в Швейцарии  —  99,0%, Швеции — 95%, Польше — 78,6%, Германии — 87,6%, Болгарии — 82,5%, Нидерландах — 84%, Финляндии — 52,4%, Австрии — 92%, Бельгии — 52,6%, Великобритании 55%, Италии — 90,7%, Венгрии — 64%, Грузии и Армении — 100%. Это объясняется равнинным рельефом местности, не позволяющим в полном объёме использовать преимущество электрической тяги, по сравнению с гористой местностью. Следует отметить, что эксплуатационная длина сети железных дорог на территории республики практически остается постоянной.

     Территорию страны пересекают два панъевропейских транспортных коридора, обозначенные в международной классификации номерами 2 (Запад-Восток) и 9 (Север-Юг) с ответвлением 9b.

     Транспортный коридор № 2 «Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород», проходит через Германию, Польшу, Белоруссию и Россию.

     Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Литву, Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию.

     В 2011 году на долю железной дороги приходилось более 70% всех выполняемых в республике грузовых и пассажирских перевозок. В системе обеспечения перевозок грузов по сухопутным путям сообщения между Европой и Азией магистраль географически расположена на основном направлении.

     Пограничная инфраструктура дороги на западных границах развита с учетом того, что здесь стыкуются железнодорожные линии различной ширины колеи. Контейнерный терминал на станции Брест имеет огромные мощности, которые в настоящее время используются не полностью. Для обеспечения перегруза рефрижераторных контейнеров, съемных кузовов, полуприцепов произведена реконструкция. Установлены 2 новых козловых крана со спредерами, оборудованными нижними захватами, оборудована площадка для хранения рефрижераторных контейнеров с подключением к внешним источникам электроснабжения для поддержания температурного режима. Железнодорожные пути и механизмы на контейнерной площадке позволяют перегружать одновременно два поезда колеи 1435 мм по любому из вариантов: "вагон - вагон", "вагон - автомобиль", "вагон - площадка". По желанию клиента контейнеры могут следовать с Востока до Бреста железнодорожным транспортом и далее в Европу автомобильным и наоборот.

     Белорусские железнодорожники располагают сетью контейнерных терминалов: 15 для переработки крупнотоннажных (2 из них - Колядичи (Минск) и Брест - перерабатывают 20-футовые и 40-футовые контейнеры) и 29 для переработки среднетоннажных контейнеров. Развита система обслуживания клиентуры автотранспортом железной дороги.

     С 1992 г. Белорусская железная дорога является членом межправительственной Организации сотрудничества железных дорог. В рамках этой организации разрабатываются принципы сближения транспортного права, применяемого в международном пассажирском и грузовом сообщениях, формируются общие принципы транспортной политики, включая комбинированные перевозки между странами Европы и Азии. Проводятся работы по решению экологических проблем на железнодорожном транспорте. Одной из основных задач совместной деятельности является обеспечение устойчивого развития и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.

     С расширением ЕС на восток и присоединением к нему в 2004 г. 10 новых членов Республика Беларусь стала иметь 1500 км общей границы с Евросоюзом, что необходимо учитывать при определении приоритетов и направлений внешнеэкономического сотрудничества. Возникла серьезная задача – не допустить разрыва налаженных связей, новых разделительных линий в Европе, а, наоборот, укрепить политику добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества Беларуси с Евросоюзом и его отдельными государствами с целью минимизации возможных негативных последствий, которые могут возникнуть с расширением ЕС.

     Одним из приоритетных направлений интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую транспортную сеть является ее сотрудничество с международными транспортными организациями — Советом по железнодорожному транспорту государств СНГ и стран Балтии, Межправительственной организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным Союзом железных дорог (МСЖД), Форумом Трейн Европ, Координационным советом по Транссибирским перевозкам.

     Советом Министров Республики Беларусь одобрена Программа развития Белорусской железной дороги до 2015 г., которая предусматривает создание собственной производственной базы по ремонту подвижного состава; внедрение новых энергосберегающих технологий; максимальное размещение заказов на промышленных предприятиях республики на производство комплектующих, запасных частей и материалов для обеспечения перевозочного процесса; импортозамещение; совершенствование тарифной политики; обновление подвижного состава; создание и освоение новых технологических процессов.