Каталог статей |
Галынчик Т.А. Управление знаниями в региональном кластереМногие исследователи сходятся в том, что кластер обеспечивает высокую конкурентоспособность и прибыльность его участникам, а так же высокий уровень внутрипромышленный специализации, что способствует росту производительности. Однако, для эффективной работы кластер, в условиях экономики знаний, должен не только обладать необходимым производственным потенциалом, но и точными профессиональными знаниями, а так же уметь ими делиться и постоянно их обновлять, производя, при этом, новые организационные знания, определяющие успех кластера в конкурентных взаимодействиях на рыке. Это и определяет актуальность темы.Понятие «кластер» на сегодняшний день широко популизированное понятие. В целом кластерный подход занял прочную позицию в экономике России, где к кластерам как механизму регионального развития проявляется значительный интерес, как со стороны научного сообщества, так и со стороны правительства (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1]). Что касается определения понятия «кластер», то в экономической литературе общепринятым считается определение, данное американский бизнес-экономист М. Портер в 1990 г., введший понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям в научный оборот. Он определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2, с. 258]. Однако, устойчивое развитие кластеров во многом зависит от возможностей концентрации значительных объемов финансовых ресурсов, а также от доступа к источникам научных знаний и современных технологий. Что касается финансовой составляющей, то в России на сегодняшний день следует отметить значительную помощь со стороны государства, правительства и местных властей. Другим источником финансирования являются средства самих организаций объединяющихся в кластер. Вторая же проблема решается еще на этапе образования кластера, которое чаще всего производится на основании совместной научной или производственной базы. Однако, для эффективной работы кластера ключевым является то, что база должна быть совместной. Поэтому кластер должен обладать прозрачностью и не иметь внутренних барьеров при движении информации, а знания кластера должны быть доступны всем участникам, что возможно при построении системы управления знаниями в кластере. Именно от взаимодействий внутри кластера, от способности его участников эффективно использовать имеющиеся знания и генерировать новые, в решающей степени зависит жизнедеятельность и конкурентоспособность всего кластера. Естественно, для каждого кластера будет характерна своя модель управления знаниями, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру. Однако, для эффективной работы всего кластера необходимо, вне зависимости от направления движения информационных потоков, обеспечить контроль за осуществлением в кластере таких процессов как: - создание новых знаний; - использование имеющихся знаний при принятии решений; - воплощение знаний в продуктах и услугах; - представление знаний в документах, базах данных, программном обеспечении; - передача существующих знаний из одной организации к другой; - обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний. Так же следует отметить, что управление знаниями должно быть непрерывным процессом, в который вовлекаются все участники регионального кластера: некоммерческие партнеры, ВУЗы, поставщики, потребители, консультационные фирмы, местные власти, общественность, бывшие работники и т. д. Там, где управление знаниями эффективно используется, то и уровень знаний, а так же и интеллектуальный капитал высок. В связи с тем, что кластер, как добровольное некоммерческое объединение, не имеет руководство, которое бы стояло над ним или управляло им, то и повлиять на деятельность кластера «сверху» практически не представляется возможным. Поэтому система управления знаниями, позволяющая за счет социальных сетей выстроить как формальные, так и неформальные взаимоотношения между участниками кластера, создать благоприятные условия для эффективного обмена знаниями и генерации новых внутрикластерных знаний, особо актуальна для крупных объединений с масштабной сферой деятельности, таких как кластер. Следует отметить, что управление знаниями играет важную роль в развитии и стимулировании инноваций, что особенно актуально для кластерной структуры, так как любой кластер имеет ту или иную степень инновационности. По мнению Б.З. Мильнера, «знания становятся источниками высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ» [3, с. 63]. Следовательно, именно знания, как главный стратегический ресурс, и их эффективное управление лежат в основе развития кластеров и являются источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ в условиях экономики знаний. Таким образом, в эффективно функционирующем кластере ускоряется инновационный процесс, а у участников кластера развиваются такие преимущества, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т.д. И, следовательно, эффективное управление знаниями позволит выйти кластеру на инновационный путь развития. Подводя итог, можно утверждать, что эффективная система управления знаниями позволит создать благоприятные условия для обмена знаниями внутри кластера за счет внутренней прозрачности и открытого диалога, будет способствовать генерации новых внутрикластерных знаний, что приведет к переходу кластера на инновационную стадию развития, и позволит повысить конкурентоспособность кластера в целом в системе регионального развития. Литература: 1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 2. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко [и др.]; Под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова,К.П. Казаряна [и др.]. М.: Вильямс, 2005. – 608 с. 3. Мильнер, Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. – 2003. – №1. – С. 57-76 [Электронный ресурс] // [сылка более недоступна}
|