Каталог статей

Бурматова О.П.

Экологическая подпрограмма стратегии развития региона

Одним из важнейших инструментов управления экологической сферой региона и прогнозирования ее состояния является стратегическое планирование. Процесс стратегического планирования обеспечивает базу для управления регионом как в целом, так и его отдельными сферами, включая, в частности, экологическую. Стратегическое планирование природоохранной деятельности представляет собой одну из важнейших функций управления на различных уровнях, включая региональный. Процесс разработки и реализации региональной природоохранной стратегии охватывает выбор экологической миссии региона и его экологического образа будущего с учетом его конкретных особенностей экономического, социального, природного и экологического характера; определение приоритетных целей развития региона и путей их достижения, увязанных в пространстве (по исполнителям), во времени, по источникам финансирования и ответственности. Обязательными элементами экологической программы в составе стратегии социально-экономического развития региона являются наличие необходимых институциональных условий и выработка механизма реализации природоохранных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач. Завершающим шагом разработки стратегии является анализ и оценка результатов и последствий реализации проектов и программ, а также выбор адекватной системы критериев и показателей, позволяющих оценивать состояние экологической ситуации в регионе и эффективность проведения природоохранной деятельности с позиций достижения практических результатов [1-4].

Работа над региональной экологической подпрограммой предусматривает следующую последовательность действий:

1) анализ существующей экологической обстановки и выявление ключевых экологических проблем региона, включая определение целей, задач и приоритетности программных мероприятий;

2) обоснование мероприятий программы с учетом, во-первых, согласования интересов всех участников программы и, во-вторых, формирования средств из различных источников, необходимых для реализации программы;

3) разработка комплекса природоохранных мероприятий;

4) реализация программы;

5) оценка результативности разработки и реализации программы.

Кроме того, в процессе работы над экологической подпрограммой требуется обоснование целесообразности решения проблемы в рамках программно-целевого подхода, а также рассмотрение возможных вариантов решения проблем, оценка преимуществ и рисков, им соответствующих.

Основными обобщающими индикаторами эффективности осуществления мероприятий Программы на территории региона могут быть показатели, характеризующие: 1) удельный выход загрязняющих веществ в окружающую среду (атмосферу, водный бассейн – соответственно в тоннах и куб. метрах на человека в год); 2) снижение объема загрязнения, поступившего в атмосферный воздух на единицу ВРП от стационарных источников, 3) снижение объема загрязнения, поступившего в атмосферный воздух на единицу ВРП от передвижных источников; 4) среднегодовой прирост (снижение) объема сброса загрязнения в водные объекты на единицу ВРП; 5) сокращение непереработанных отходов производства и потребления.

Снижение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду на единицу ВРП будет означать усиление экологичности применяемых технологий, рост эффективности работы газоочистного оборудования, снижение энергоемкости производства, улучшение качества окружающей среды, снижение отрицательного влияния экономики на здоровье населения. Увеличение степени переработки и обезвреживания отходов повлечет за собой снижение экологической опасности накопления отходов, послужит характеристикой эффективности системы управления обращением с отходами.

Увеличение степени переработки и обезвреживания отходов повлечет снижение экологической опасности накопления отходов, послужит характеристикой эффективности системы управления отходами. Выход на намечаемые целевые экологические ориентиры будет свидетельствовать о возможности не только сохранения достигнутого качества окружающей среды, но и его поступательного улучшения.

Кроме того, для оценки результатов достижения целей и решения задач программы могут использоваться конкретные частные индикаторы, характеризующие различные аспекты воздействия на окружающую среду региона с учетом его экономической, социальной и экологической специфики.

В целом целевые экологические индикаторы отражают стратегические экологические приоритеты и ключевые экологические проблемы, стоящие перед руководством и населением региона. Они предназначены для использования региональными органами управления в качестве инструмента мониторинга деятельности в сфере обеспечения устойчивого развития территории. Это даст возможность осуществлять своевременную доработку и корректировку мероприятий программы, направленную на достижение экологических целей развития региона, в том случае, если эта деятельность будет недостаточно эффективной.

В то же время, используемые индикаторы должны быть доступны и понятны для широкого круга других заинтересованных сторон, включая общественные организации и население региона. Обеспечение такого понимания является весьма важным условием, поскольку процесс обеспечения экологического благополучия в равной мере зависит как от действий отдельных лиц, так и от работы, выполняемой региональными органами управления. Предполагается, что соответствующие структурные подразделения администрации субъекта федерации будут осуществлять сбор данных и подготовку отчетов по фактическим значениям индикаторов устойчивого развития для того, чтобы все заинтересованные стороны могли получить представление об эффективности реализации программы.

В целом, разработка методологических и методических основ формирования региональной стратегии природоохранной деятельности нацелена на выработку подхода к выстраиванию региональной природоохранной стратегии как долгосрочного ориентира региональной экологической политики, а также выявлению особенностей формирования основных элементов механизма ее реализации, предусматривающего проведение определенного комплекса правовых, экономических, организационных, информационных и других мер, являющихся составной частью общегосударственной экологической политики.

Литература:

1. Бурматова О.П. Подход к разработке региональной природоохранной стратегии. // Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона. / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. – С.451-487.

2. Бурматова О.П. Стратегические аспекты природоохранной деятельности в регионе. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2011. – 72 с.

3. Бурматова О.П.  Экологические аспекты стратегических разработок в регионе. // Экономика, финансы и управление в современных условиях. / Под общ. ред. А.М. Исупова. Выпуск 3. Сборник научных статей. – Самара: Изд-во «Глагол», 2010. – С.39-49.

4. Бурматова О.П. Экологическая составляющая в стратегии социально-экономического развития региона. // Naukowa przestrzen Europy - 2011. Materialy VII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferecji. Volume 10. Ekonomczne nauki. – Przemysl: Nauka I studia, 2011. – С.51-55. Электронный ресурс: [сылка более недоступна}