главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северина С.М. преподаватель УО «Полоцкий государственный университет», Беларусь Стежкин М.Е. студент 5-го курса финансово-экономического факультета группы 06-БК УО «Полоцкий государственный университет», Беларусь Проблемы и пути развития учета электронной торговли через Интернет-магазины в Республике БеларусьРазвитие электронной торговли в Республике Беларусь на современном этапе является необходимым для перехода к качественно иному, более высокому уровню производства и потребления. Электронная торговля – это один из универсальных механизмов для формирования прогрессивной и жизнеспособной экономики. Многие эксперты считают, что мы стоим на пороге новой экономики, которую называют «интернет-экономикой», или «экономикой цифрового мира», эпохи электронного бизнеса. Характеризуя проблемы электронной торговли в Республике Беларуси следует разделить их на общие, присущие всему миру, и проблемы, свойственные только для нашей страны. В настоящее время ученые-аналитики и эксперты выделяют следующие наиболее актуальные проблемы: Таблица 1 – Актуальные проблемы развития электронной торговли в Республике Беларуси
Особенность он-лайн торговли - это различные удобные для покупателей системы расчетов, а также доставки товаров, что в свою очередь определяют порядок учета данных хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Выбор формы оплаты зависит от специфики торговли, вероятных покупателей и других факторов. На сегодняшний день можно выделить следующие варианты оплаты товаров, приобретенных через виртуальный магазин: расчеты наличными денежными средствами, оплата банковским или почтовым переводом, оплата пластиковыми карточками (VISA, MasterCard и др.), оплата товара с помощью «электронных денег» (с помощью одной из онлайновых платежных систем). Остановимся на особенностях расчетов посредствам электронных платежных систем. Отметим, что в интернете существует множество платёжный систем. Самые распространенные среди них: 1. Крупнейшие мировые платёжные системы - PayPal и Authorize.net. Это универсальные системы, насчитывающие сотни тысяч пользователей и обрабатывающие все виды платежей. 2. Egold.com - особенно эффективна для проведения международных платежей, так как счета пользователей не привязаны к какой либо национальной валюте. 3. Webmoney.ru - одна из первых систем рынка электронных платежей на территории СНГ. Учетная система WebMoney Transfer обеспечивает проведение расчетов в реальном времени посредством учетных единиц - титульных знаков WebMoney. Сравнительно недавно и в Беларуси появилась платёжная система. EasyPay - это совместный проект «Белгазпромбанка» и интернет-провайдера «Открытый Контакт». Назначение системы EasyPay - осуществление быстрых микроплатежей в интернете. EasyPay действует только на территории Республики Беларусь и использует электронные деньги в качестве платежного средства. Недостатком этой системы является слабая степень интеграции с существующими лидерами в области интернет-платежей. Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров через Интернет-магазин посредством систем электронных платежей. Для осуществления расчётов с помощью системы электронных платежей EasyPay, как ранее было отмечено применяемой в Беларуси, Интернет-магазину сначала следует: 1. заполнить заявление и осуществить акцепт договора публичной оферты (заключить договор) с Процессинговым центром осуществить акцепт договора публичной оферты с Банком; 2. зайти на ящик электронной почты, который Абонент указал при регистрации, и там завершить регистрацию, перейдя по ссылке, присланной системой; 3. получить Идентификатор (номер) электронного кошелька, пароль для входа на операционную страницу, многоразовый контрольный код. Покупка товара в интернет-магазине при данном способе расчётов происходит по следующему алгоритму: 1) покупатель подает заявку на покупку определённого товара на сайте или звонит в офис интернет-магазина по указанному на сайте телефону; 2) сотрудник интернет-магазина обрабатывает заявку, проверяет наличие товара. Подтверждает заявку. После этого покупателю сообщается номер электронного кошелька, на который должны поступить электронные деньги. Он должен быть также зарегистрирован в системе электронных платежей; 3) покупатель оплачивает стоимость товара путём перечисления электронных денег со своего кошелька на кошелёк интернет-магазина. Оплата происходит практически моментально и плательщик в режиме реального времени может проверить текущее состояние платежа: принял ли продавец его деньги или нет; 4) деньги Интернет-магазину переводятся на счет в клиентском банке; 5) после поступления денег на электронный кошелёк продавец осуществляют доставку товара покупателю. В целом, учет операций по реализации товаров через интернет-магазин регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь: Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изм. и доп.), Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденными Приказом Министерства торговли Республики Беларусь 09.04.2007 № 74 (с изм. и доп.). Порядок отражения операций по реализации товаров зависит от вида торговли (оптовая или розничная) и от метода признания выручки: по мере оплаты товаров или по мере их отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. Так как основными покупателями интернет-товаров в Республике Беларусь являются физические лица, то рассмотрим методику учета товарных операций в виртуальных магазинах, осуществляющих розничную торговлю. В Методических рекомендациях по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании отсутствуют конкретные рекомендации по отражению реализации товаров через Интернет-магазины, в том числе касающиеся применения различных способов расчётов за товары в Интернет-магазинах. Таким образом, несмотря на свое удобство, данный способ расчетов на законодательном уровне в Республике Беларусь фактически никак не урегулирован. В этой связи на практике возникают вопросы, которые приходится самостоятельно решать бухгалтерам виртуальных магазинов. Нами ниже предложена методика отражения хозяйственных операций по реализации товаров через Интернет-магазины с использованием системы электронных платежей EasyPay: Таблица 2 - Корреспонденции счетов по учету реализации товаров через Интернет-магазины с использованием системы электронных платежей EasyPay
Как видно из выше представленной таблицы, мы рекомендуем к счету 57 открыть отдельный субсчет 5 «Переводы в пути по электронному кошельку». Следовательно, реализацию за электронные деньги, на наш взгляд, следует отражать корреспонденцией Дт 57/5 Кт 90, так как покупатель оплатил покупку, однако денежные средства за реализованный товар ещё не поступили на расчётный счёт, а находятся на электронном кошельке интернет-магазина. На следующем этапе с электронного кошелька деньги будут перечислены на расчётный счёт за вычетом вознаграждения Дт 51 кт 57/5. Для бухгалтерского учета взаиморасчетов с платёжными системами, на наш взгляд, целесообразно открыть к счёту 76 субсчёт 8 "Расчеты с платёжными системами", поскольку они выступают посредниками в проведении расчетов. Вознаграждение, уплачиваемое агенту, включается в издержки обращения и будет отражаться на субсчёте 2 «Издержки обращения» счёта 44. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||