Каталог статей

Фиглин Л. А.

Анализ социальных сетей малого предпринимательства

Представленная работа является попыткой обобщения опыта теоретических и прикладных исследований в области анализа сетей; построения концеп-гуальной схемы сети малого предпринимательства, объясняющей мобилизацию сетевых ресурсов для реализации целей предпринимательской деятельности.

Анализ социальных сетей предоставляет новый набор объяснительных моделей и аналитических инструментальных средств, которые находятся вне рамок обычных количественных методов. При этом в данной области накоплен богатый математический аппарат, позволяющий строить весьма сложные модели социальных взаимодействий, описывающие практически любые социальные системы. Основоположниками теории социальных сетей признаются Дж. Морено, Питирим Сорокин. Сети были проблематизированы при антропологическом изучении «структур» традиционных обществ. А. Рэдклифф-Браун разрабатывал методы анализа родственных связей, вьщеляя доминирующую линию влияния в социальной структуре. Функциональный анализ предполагал также установление «искажений» в функционировании сообществ. Междисциплинарная теория социальных сетей развита в работах Л. Фримана, Д. Ноука, П. Марсдена, С. Вассермана, Б. Веллмана, С. Берковица и других исследователей. Ряд методологических принципов анализа социальных сетей сформулирован в теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), теории социального капитала (Дж. Коулмен, Г. Беккер), методических разработках сетевых моделей выполненных С.Вассерманом, Б.Веллманом,

Д. Грановеттером.

Сеть социальных взаимодействий состоит из совокупности социальных  акторов и набора связей между ними. В качестве социальных акторов могут

выступать индивиды, социальные группы, организации, города, страны. Под

связями понимаются не только коммуникационные взаимодействия между   акторами, но и связи по обмену различными ресурсами и деятельностью, включая конфликтные отношения. Полученная сеть взаимодействий может быть проанализирована различными методами теории графов, теории информации, математической статистики.

В настоящее время в анализе социальных сетей выделяются четыре

направления: структурное, ресурсное, нормативное и динамическое.

Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий. Все акторы рассматриваются как  вершины графа, которые влияют на конфигурацию ребер и других акторов  сети. Особое внимание уделяется взаимному расположению вершин, центральности, транзитивности взаимодействий. Для интерпретации результатов в данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.

Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, этничность, пол (гендерная идентичность). Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, ка питал. Следуя Дж. Коулмену, можно выделить следующие источники социального капитала: эффективные нормы и санкции; аккумулирование внешних обязательств, соответствующее взаимным ожиданиям; богатство как базовая социальная ценность; поддержка социальной интеграции и групповых ритуалов [Коулман, 2001; Чураков, 2001а, б].

Нормативное направление изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий. В этом случае анализируются социальные роли, которые связаны с данным ребром сети, например, отношения руководителя и подчиненного, дружеские или родственные связи. Комбинация индивидуальных и сетевых ресурсов актора с нормами и. правилами, действующими в данной социальной сети, образует его «сетевой капитал». В упрощенном виде «сетевой капитал» можно рассматривать как сумму некоторых преимуществ, которые актор может получить в произвольный момент времени для достижения некоторой цели.

Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени. Изучаются причины исчезновения и появления ребер сети; изменения структуры сети при внешних воздействиях; стационарные конфигурации социальной сети [Чураков, 2001а, б].

Выделяют несколько основных факторов, определяющих организацию социальных сетей малого предпринимательства: легкость (простота, беспроблем-мость), рациональность (выгода), доверие, пространство. Именно эти факторы  структурируют деятельность индивидуальных предпринимателей, ложатся в

основу формирования и использования предпринимателями социальных сетей.

Комбинация индивидуальных и сетевых ресурсов малого предлринимателя с нормами и правилами, действующими в данной социальной сети, образует его «сетевой капитал». В упрощенном виде «сетевой капитал» можно рассматривать как сумму некоторых преимуществ, которые актор может получить и произвольный момент времени для достижения некоторой цели [Алексеев, :002; Градосельская, 2001; Коулман, 2002; Печенкин, 2001; Степаненко, 2004].Через социальные сети реализуются экономический, культурный, социальный и символический капиталы.

Рассмотрение социальных сетей малого предпринимательства как ресурса для успешного развития коммерческих предприятий позволяет описать функционирование ряда процессов в неформальной экономике и причин их возникновения. Деловые сети основаны в большей степени на рыночных механизмах, на стремлении минимизировать риск [Третьяк, Румянцева, 2003]. Следуя традиции Бурдье и Коулмена, эти черты позволяют рассматривать социальную сеть как форму социального капитала. Социальные сети играют роль не только в организации связи «предприниматель-чиновник», но и во взаимоотношениях «предприниматель-предприниматель», помогая минимизировать риски предпринимательской деятельности [Авраамова, 2002; Градосельская, 2001].

Стратегии решения проблем в малом бизнесе основаны на мобилизации тех ресурсов, которыми человек располагает непосредственно или через друзей и родственников. Ресурсы, будучи неравно распределенными, приводят к выработке различных моделей стратификации в малом предпринимательстве, поэтому стратегии зависят как от самих проблем, так и от ресурсов, которыми располагает предприниматель. Следовательно, разнообразие стратегий зависит не только от общей величины ресурсов, но и от специфики этих ресурсов.

Трансформация форм капитала: для решения проблем одни ресурсы зачастую должны быть трансформированы в другие. В процессе такой трансформации одна форма капитала зачастую может комбинироваться с другой формой для решения той или иной проблемы.

Исследование социальных сетей малого предпринимательства как ресурса для успешного развития коммерческих предприятий позволит описать функционирование ряда процессов в неформальной экономике и причин их возникновения, учитывая различные виды социальных ресурсов предпринимательской деятельности и формы их мобилизации.

Итак, данный теоретико-методологический подход к анализу малого предпринимательства «высвечивает» ряд проблемных областей исследования: во-первых, с каким объемом различных форм капиталов приходят предприниматели в те или иные сферы предпринимательской деятельности (будь то розничная торговля или строительный бизнес); во-вторых, какие формы капитала в ходе предпринимательской деятельности ими наращиваются, а какие формы

капитала расходуются на покрытие издержек предпринимательской деятельности, инвестиции каких форм капитала более эффективны в предпринимательской деятельности; в-третьих, каким образом одни формы капитала конвертируются в другие формы капитала в процессе предпринимательской деятельности, посредством каких социальных «механизмов» - реципрокности, рыночного обмена или перераспределения (по К. Поланьи)? Ответы на эти вопросы помогут выработать адекватные меры по поддержке малого предпринимательства, что будет способствовать экономическому росту в стране.

Литература

1. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. 2002. № 5, С. 24-34.

2. Алексеев В.М. О формализме объектных отношений, или критика анализа социальных сетей // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 98-105.

3. Бусова Н.А. Культурные корни социального капитала // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 144-148.

4. Градосельская Г.В. Анализ социальных сетей: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2001.

5. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

6. Печенкин В.В. Методы анализа социальных сетей на примере визуализации структуры предпочтения профессий // Социология: 4 М. 2001. № 13. С. 60-75.

7. Степаненко В. Социальный капитал в социологической перспективе: теоретико-методологические аспекты исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. № 2. С. 24-41.

8. Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента.

2003. Вып. 1.С. 77-102.

9. Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // Социологические исследования. 2001а. № 1. С. 109-121.

10. Чураков А.Н. Вероятностные модели социальных сетей // Социологические исследования. 20016. № 9. С. 99-111.