главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Дегтярева А. Ю. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановсого, Украина Согласованность ПС(Б)У и налогового кодекса УкраниыНациональные положения (стандарты) бухгалтерского учёта (П(С)БУ) — нормативно-правовой акт, утверждённый Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности на Украине [ 1 ]. Украинские стандарты не противоречат международным стандартам и, по сути, являются их частным случаем, приспособленным под национальные особенности ведения бизнеса на Украине. Эти стандарты предназначены для определения порядка учёта операций всех юридических лиц, зарегистрированных на Украине, независимо от их организационно-правовых форм и форм владения, а также представительств иностранных компаний, которые должны вести учёт по национальным стандартам. Национальные стандарты бухгалтерского учета действуют на Украине с 1 января 2000 года [1]. Целью данной работы является рассмотрение изменений, внесенных в Положения (стандарты) бухгалтерского учета в связи с принятием Налогового Кодекса Украины. Приказом Министерства Финансов Украины от 18.03.2011 г. № 372 внесены изменения в отдельные положения (стандарты) бухгалтерского учета. В частности, корректировкам подверглись П(С)БУ 2 «Баланс», П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах», П(С)БУ 7 «Основные средства», П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», П(С)БУ 15 «Доход», П(С)БУ 16 «Расходы», П(С)БУ 30 «Биологические активы». Данные изменения в основном связаны с попытками приблизить правила бухгалтерского учета к нормам Налогового кодекса. Изменений немного, но они носят принципиальный характер. Особенностью внесенных изменений является ведь введение норм, которые не соответствуют международным стандартам финансовой отчетности. Необходимо отметить, что эти нормы вводятся как альтернативные, поэтому предприятия могут их не применять. Суть изменений заключается в том, что теперь в бухгалтерском учете разрешено отражать некоторые показатели, рассчитанные по правилам налогового учета. На данный момент таких показателей три: – общепроизводственные расходы (что непосредственно отразиться на себестоимости); – расходы на ремонт; – суммы переоценки объектов основных средств [ 2 ]. Как известно, некоторые нормы третьего раздела Налогового Кодекса Украины заимствованы из стандартов бухгалтерского учета. Министерством финансов принято решение о внесение соответствующих изменений в стандарты бухгалтерского учета. Так, например, дополнен пп.11.1 П(С)БУ 16 «Расходы», который практически дословно повторяет п.138.8 ст.138 НКУ. Так, с момента официального опубликования указанного приказа предприятия в бухгалтерском учете смогут определять себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) исключительно по прямым расходам, т. е. в том же порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом. В этом случае себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) в Отчете о финансовых результатах (форма № 2) также будет отражаться по прямым расходам. Что касается общепроизводственных расходов, то субъекты хозяйствования, выбравшие такой вариант учета, будут указывать их в форме № 2 отдельной строкой [3]. Что касается переоценок и расходов на ремонт, Министерством финансов предложено считать изменения в налоговом учете согласно Кодексу, а в бухгалтерском учете отражать в соответствии со стандартом. Кроме того, согласно измененному П(С)БУ 7 «Основные средства» предприятиям разрешается увеличивать стоимость основных средств не только на сумму проведенных улучшений, но и на стоимость текущих ремонтов, в порядке, определенном налоговым законодательством. Также нормы обновленного П(С)БУ 7 предоставляют возможность увеличивать стоимость основных средств на сумму индексации, проведенной в соответствии с налоговым законодательством. Нормами Налогового кодекса предприятия смогут руководствоваться и при установлении сроков полезного использования основных средств (кроме случаев использования производственного метода начисления амортизации) и нематериальных активов [3]. Среди прочих изменений можно отметить следующие: 1) приведенное в П(С)БУ 15 «Доход» определение роялти теперь полностью повторяет определение этого понятия из Налогового кодекса; 2) из П(С)БУ 3 исчезло упоминание об отражении в Отчете о финансовых результатах налога с рекламы, что объясняется его отменой с 01.01.2011 г.[5]; 3) внесено изменение в П(С)БУ 30 «Биологические активы». Плательщикам налога на прибыль прямо разрешено игнорировать требование, согласно которому долгосрочные биологические активы на дату баланса должны оцениваться по справедливой стоимости. Оценивать такие активы можно и по первоначальной стоимости с учетом суммы износа; 4) название статьи Баланса (форма № 1) «Незавершенное строительство» изменено на «Незавершенные капитальные инвестиции», а также уточнена приводимая в ней информация [2]. Предложенный Министерством Финансов Украины подход противоречит не только МСФО, но и украинскому законодательству. Так, согласно ст.3 Закона Украины о бухгалтерском учете и финансовой отчетности налоговая отчетность должна основываться на данных бухгалтерского учета, но никак не наоборот [ 2 ]. Список использованной литературы: 1. [сылка более недоступна} |