Каталог статей | ||||||||||||||||
Чувилова О.Н., Щербинина А.А. Научные подходы к формированию инновационной системы регионаИнновационный процесс на предприятии с организационной стороны – параллельно-последовательское осуществление научно-исследовательской, производственной и маркетинговой деятельности [1, с. 43].В инновационном процессе осуществляются процессы финансирования и инвестирования разработки и распространения нового продукта. В этом случае процесс рассматривается как инновационный проект. Инновационный процесс с ресурсной точки зрения можно определить как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Инновационная деятельность на региональном уровне можно представить как логическую цепочку, каждое звено которой имеет закономерности и особенности, и поддерживаются на законодательном уровне [3]. Важнейшим рыночным регулятором диффузных процессов является трансферт инноваций, который законодательно решает передачу права использования новшеств как носителей новых ценностей другим субъектам инновационной деятельности. Инновационная политика определяет среднесрочные и долгосрочные цели инновационной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки, инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора. На территориальном уровне разработкой и реализацией инновационно-инвестиционной политики занимаются администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В координации региональной инвестиционной политики принимают участие федеральные органы исполнительной власти, а также полномочные представители Президента РФ по федеральным округам. Инновационная политика должна быть, с одной стороны, рассчитана на достаточно длительный период времени (с учетом сроков разработки, осуществления и окупаемости проектов), а с другой стороны, - вариантной, гибкой, допускающей своевременные коррективы с учетом конъюнктуры. Задачи и методы реализации этой политики меняются в разных фазах экономического цикла. В фазах кризиса и депрессии, когда преобладает стратегия выживания, цель инвестиционной политики - сохранение, поддержка и укрепление части основного капитала, наиболее жизнеспособной и перспективной, пригодной для производства конкурентоспособной продукции. В фазах оживления и подъема преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, способствующих расширению освоенных рыночных ниш и завоеванию новых. В фазе зрелости (стабильного развития) государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путем, в соответствии с выработанной на микроуровне политикой. Следовательно, инновационная политика должна своевременно учитывать перемены курса на различных фазах экономического цикла [2]. Основные функции регионального инновационного механизма представлены на рис. 1. Рассмотрим важнейшие составные части данной системы. Стратегические приоритетные направления развития региона представлены в виде следующих «полюсов роста»: · развитие машиностроения для отечественной легкой, пищевой и иной перерабатывающей промышленности с особым выделением «мини-технологий» для малых предприятий; · развитие производства оборудования и материалов для программы индивидуального жилищного строительства; · развитие производства приборов и оборудования для медицины, коммунально-бытовой сферы, нефтегазового комплекса, мониторинга окружающей среды; · развитие коммунально-дорожного и погрузочно-транспортного машиностроения;
Рисунок 1 – Функции регионального инновационного механизма
· развитие производства отдельных видов импортозамещающей продукции электронной промышленности; · развитие машиностроения для добычи и переработки полезных ископаемых, сосредоточенных на территории региона. Система управления научно-инновационными и инвестиционными процессами в регионах России должна включать следующие составные части, сведенные в таблицу 1. На основе выделенных направлений в состав первоочередных целевых программ, соответствующих «прорывным» направлениям развития, и которые в стратегической перспективе могут определять особенности («лицо») отдельного региона среди регионов России и даже на внешнем рынке, целесообразно включить различные целевые программы. Таблица 1 Система управления научно-инновационными и инвестиционными процессами в регионах
Литература: 1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во «Фолинт», 2004. - 312 с. 2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ед. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с. 3. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
| ||||||||||||||||