Каталог статей

Чувилова О.Н., Щербинина А.А.

Научные подходы к формированию инновационной системы региона

Инновационный процесс на предприятии с организационной стороны – параллельно-последовательское осуществление научно-исследовательской, производственной и маркетинговой деятельности [1, с. 43].

В инновационном процессе осуществляются процессы финансирования и инвестирования разработки и распространения  нового продукта. В этом случае процесс рассматривается как инновационный проект.

Инновационный процесс с ресурсной точки зрения можно определить как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта  или услуги.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера  и других результатов интеллектуальной деятельности.

Инновационная деятельность на региональном уровне можно представить как логическую цепочку, каждое звено которой  имеет закономерности и особенности, и поддерживаются на законодательном уровне [3].

Важнейшим рыночным регулятором диффузных  процессов является трансферт инноваций, который законодательно решает передачу права использования новшеств как носителей новых ценностей другим субъектам инновационной деятельности.

Инновационная политика определяет среднесрочные и долгосрочные цели инновационной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на основе социально-экономических и научно-технических про­гнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки, инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора.

На территориальном уровне разработкой и реализацией инновационно-инвестиционной политики занимаются адми­нистрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образова­ний. В координации региональной инвестиционной политики принимают участие федеральные органы исполнительной власти, а также полномоч­ные представители Президента РФ по федеральным округам.

Инновационная политика должна быть, с одной стороны, рассчитана на достаточно длительный период времени (с учетом сроков разработки, осуществления и окупаемости проектов), а с другой стороны, - вариант­ной, гибкой, допускающей своевременные коррективы с учетом конъ­юнктуры. Задачи и методы реализации этой политики меняются в разных фазах экономического цикла. В фазах кризиса и депрессии, когда преоб­ладает стратегия выживания, цель инвестиционной политики - сохране­ние, поддержка и укрепление части основного капитала, наиболее жизне­способной и перспективной, пригодной для производства конкурентоспо­собной продукции. В фазах оживления и подъема преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в свое­временном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, спо­собствующих расширению освоенных рыночных ниш и завоеванию но­вых. В фазе зрелости (стабильного развития) государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путем, в соответствии с выработанной на микроуровне политикой. Сле­довательно, инновационная политика должна своевременно учитывать перемены курса на различных фазах экономического цикла [2].

Основные функции регионального инновационного механизма представлены на рис. 1.

Рассмотрим важнейшие составные части данной системы.

Стратегические приоритетные направления развития  региона представлены в виде следующих «полюсов роста»:

· развитие машиностроения для отечественной легкой, пищевой и иной перерабатывающей промышленности с особым выделением «мини-технологий» для малых предприятий;

· развитие производства оборудования и материалов для программы индивидуального жилищного строительства;

· развитие производства приборов и оборудования для медицины, коммунально-бытовой сферы, нефтегазового комплекса, мониторинга окружающей среды;

· развитие коммунально-дорожного и погрузочно-транспортного машиностроения;

Рисунок 1 – Функции регионального инновационного механизма

· развитие производства отдельных видов импортозамещающей продукции электронной промышленности;

· развитие машиностроения для добычи и переработки полезных ископаемых, сосредоточенных на территории региона.

Система управления научно-инновационными и инвестиционными процессами в регионах России должна включать следующие составные части, сведенные в таблицу 1.

На основе выделенных направлений в состав первоочередных целевых программ, соответствующих «прорывным» направлениям развития, и которые в стратегической перспективе могут определять особенности («лицо») отдельного региона среди регионов России и даже на внешнем рынке, целесообразно включить различные целевые программы.

Таблица 1

Система управления научно-инновационными и инвестиционными процессами в регионах

Компоненты системы

1. Теоретико-методологическое обоснование стратегии и механизмов управления

1. Обоснование стратегических приоритетов, социального, экономического и экологического развития регионов

2. Обоснование стратегических приоритетов научно-образовательной и инновационной политики

2. Экономико-модельное обеспечение и пакеты прикладных программ

1. Пакет методов комплексного анализа

2. Пакет методов прогнозирования

3. Пакет методов стратегического программирования

4. Пакет методов комплексного моделирования эффективности инновационной деятельности

3. Информационная база анализа, моделирования и принятия решений

1. Мониторинг научно-инновационного потенциала регионов

2. Базы данных патентов.

3. Интернет «Наука - образование – техника»

4. Программно-целевая организационная структура

1. Создание регионального межведомственного координационного научно-образовательного и инновационного центра.

2. Создание (восстановление) проблемных институтов (лабораторий).

3. Создание инновационно-технологических центров и технопарков.

5. Методы мобилизации финансовых ресурсов на научно-инновационные и инвестиционные цели

1. Государственный региональный заказ.

2. Выпуск ценных бумаг под залог интеллектуальной собственности (акции, корпоративные облигации).

3. Амортизация и прибыль

6. Мотивационная подсистема

1. Прямые методы государственной региональной мотивации.

2. Косвенные методы государственной региональной мотивации.

7. Правовая база (правовое обеспечение)

1. Закон «Об инвестиционной деятельности»

2. Закон «Об инновациях»

3. Другие

Литература:

1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.  – Ростов н/Д: Изд-во «Фолинт», 2004. -  312 с.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ед. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с.

3. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.