Каталог статей

Целиковская К.Д.

Тенденции и особенности развития крупных городов

Численность населения (людность) городов, в том числе и в качестве муниципальных образований, является важнейшей их характеристикой.

На основе информации о численности населения и демографической структуре органы местного самоуправления планируют объемы муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т.п., верстают бюджет, корректируют социальную политику и т.п.

Познание особенностей и закономерностей развития городов разных классов необходимо для объяснения процессов их роста, размещения, повышения эффективности их функционирования. Кроме того, практика требует разработки экономических подходов к развитию городов, имеющих различную величину (людность), разную плотность экономического освоения городского пространства.

Понятие «крупный город» меняется со временем. В международной статистике конца XIX в. крупными считались города с населением свыше 100 тыс. человек, позднее – 500 тыс., затем до 1 млн. человек. Сейчас в исследованиях ООН к этой категории городов чаще всего применяют многомиллионного города.

Мы придерживаемся классификации согласно Градостроительного Кодекса РФ и к числу крупных городов относим города людностью от 250 тыс. до 1 млн. человек.

Первый тренд развития крупных городов определялся чрезвычайно быстрым количественным ростом этой категории городов за 1959-1989 гг., т.е. за 40 лет число городов этой категории выросло с 34 до 66 [1].

Значение крупных городов не исчерпывается высоким уровнем концентрации населения (до 1/3 населения городов). Учитывая, что в России урбанизация развивалась на волне индустриализации, то именно промышленность была основной отраслью, определившей рост крупных городов особенно в период до 1990 г.

Обрабатывающая промышленность и в первую очередь машиностроение расширила экономику города, обеспечила многофункциональность структуры экономики. В чисто индустриальные процессы предприятий была «вплетена» обширная сеть социальных служб – жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, детских дошкольных учреждений, подготовки кадров, общественного  питания. Жизненно важные социальные элементы создавались в самых «порах» индустриального производства. Через эту систему работники предприятия получали значительный объем благ на нерыночной основе.

Это было уникальной чертой крупного социалистического производства в городах. Соединение, сращивание элементов социальной сферы, быта работников с основным производством давала значительный интегральный экономический и социальный эффект.

Уникальная и огромная, не имевшая аналогов в мире, ведомственная социальная инфраструктура в течение десятилетий давала крышу над головой, воспитывала, развлекала, лечила десятки миллионов советских людей.

1990-е годы принесли резкий перелом в экономическом развитии городов. Именно с этим временем связывается зарождение второго ярко выраженного тренда в развитии городов, который определяется переходом экономики городов на рыночные отношения, приватизацией государственной собственности, сменой идеологии, потерей привлекательности промышленного производства, административно-территориальными и другими преобразованиями.

Эти и другие коренные перемены изменили траекторию развития крупных городов, трансформировали их экономику. Под влиянием общегосударственных экономических реформ в муниципальную собственность было передано огромное число социальных объектов, приватизируемых промышленных предприятий. В результате удалось сохранить подавляющую часть для населения городов бывшего ведомственного сектора социальной инфраструктуры, которая в противном случае могла бы быть принесена в жертву рыночным интересам новых собственников предприятий [1].

В формировании экономики города, в том числе и крупного, решающую организационную роль ныне играют городские (муниципальные) власти, которые ранее практически были лишены права голоса при формировании своей экономической базы. Городские органы власти, наряду с частными предпринимателями, стали активно заниматься развитием социальной инфраструктуры городов.

В короткий период времени, в основном после 2000 г., в структуре экономики крупных городов появились новые быстро растущие сферы человеческой деятельности – в частности операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; оплачиваемые общественные работы. Сфера услуг в крупном городе превратилась в относительно самостоятельный компонент экономики города.

Крупные города – в основном это региональные центры, оказывающие важное развивающее действие на окружающую их территорию.

В крупных городах – административно-территориальных центрах субъектов РФ формируется значительная часть доходов региональных бюджетов. Они становятся реальными «центрами инноваций», при этом сосредотачивают от 40 до 80 % всех инвестиций, осуществляемых инвесторами на территории региона.

Крупные города производят в расчете на 1000 жителей в среднем на 30% больше стоимостных объемов платных услуг, розничной торговли и гражданского строительства.

Крупные города, в первую очередь административные центры субъектов РФ, остаются главными центрами высшего образования и науки.

Всеми этими основными функциями крупные города выделяются в экономическом пространстве страны. Поэтому столь важным представляется сохранение и приумножение их потенциала, наращивание и эффективное использование экономики крупных городов, миссия которых – обеспечение политической, социальной и экономической стабильности в пространстве страны, решение общегосударственных и региональных проблем.

Литература:

1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М.: УРСС, 2000.

2. Городские поселения РСФСР по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М.: РИНЦ, 1991. С. 62-63; Численность и размещение населения. Итоги Всероссийской переписи населения. В 14 т. М.: ИНЦ «Статистика России», 2004. Т.1. с. 284-285.