Каталог статей

Родина Ю.В., Беленькова Е.А.,

Необходимость государственного регулирования трансформационной экономики Украины

Одной из самых актуальных проблем современной экономической теории является проблема поиска эффективной модели государственного регулирования экономики, которая бы обеспечила стабилизацию и экономический рост в условиях  социально-экономических трансформаций в государстве. Социально-экономические предпосылки государственного регулирования экономики предопределены, прежде всего, конкретно-историческими условиями страны, уровнем развития её производительных сил и производственных отношений. Они могут быть конкретизированы и детализированы применительно к историческим условиям и специфике каждой отдельной страны, что и обусловливает разнообразие национальных моделей государственного регулирования экономики (например, американская, японская, шведская, немецкая).

         Изучив сущность государственного регулирования экономики, можно предложить конкретную модель государственного регулирования трансформационной экономики Украины. Она должна быть построена с учётом целевой функции социально-экономического развития (формирование в Украине социально-ориентированной рыночной экономики), реализации которой подчинено государственное макроэкономическое регулирование. Принимая во внимание первостепенность преобразования отношений собственности в трансформационный период и при влиянии факторов Всемирного  экономического кризиса , естественно, базовыми направлениями государственной экономической политики применительно к современной Украине должны быть приватизация и акционирование, развитие малого бизнеса и необходимая в этих условиях социальная защита населения.

         Необходимым условием трансформации отношений собственности является, прежде всего, правовое обеспечение. Однако без соответствующей денежно-кредитной, структурно-инвестиционной и бюджетно-налоговой политики задачу формирования многоукладной экономики решить нельзя. Поэтому необходимо работать над усовершенствованием этой политики.

         В механизме государственного влияния на экономику ведущее место принадлежит бюджетному регулированию макроэкономических процессов.

         Примечательно, что роль государства в рыночной экономике непрерывно повышается по мере экономического развития страны, и, следовательно, по мере роста доходов бюджета и последующего роста его расходов. Известно, например, что в США уровень средств, аккумулированных государством в бюджете всех звеньев, составляет 40% национального дохода. В других развитых странах – 50-55%. А государственные расходы по группе стран развитой рыночной экономики (Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции, Швейцарии, Японии ) до экономического кризиса в среднем достигали почти 50% ВВП. Это достаточно яркий показатель функции государственного макроэкономического регулирования.

Во все времена существование государственности неотъемлемой составляющей доходной части бюджета являются налоги и сборы. Налогообложение – основной способ аккумулирования средств в бюджете, а налоги и сборы – важнейшие рычаги государственного регулирования экономики. Что касается Украины, то картина налогообложения такова: совокупные ставки налогов, сборов и обязательных платежей составляют около 90% прибыли предприятий. В государственной налоговой политике Украины кроме высоких налоговых ставок существует и проблема их значительного количества: около 40 основных налогов и более 90 так называемых неналоговых платежей.        

         Приобщение к историческому опыту в процессе анализа альтернативных позиций обнаруживает специфику механизма рыночных связей в конкретных социально-экономических условиях. Этот механизм может быть стихийным, экономически регулируемым, адинистративно-командным.

         Применительно к трансформационной экономике Украины на государство возлагается ответственность за макроэкономическую стабилизацию и структурную перестройку, за создание эффективной институциональной среды, устранение негативных тенденций стихийного формирования рынка и обеспечение благоприятного социального климата в обществе. Понимание объективного характера диалектического единства государственных и рыночных регуляторов в хозяйственном механизме общества обусловит эффективность сочетания общенациональных интересов и обусловит более прогрессивное развитие экономики страны.

                      Литература:

1.Дмитриченко Л.И., Дмитриченко Л.А. Политическая экономия: методические указания к изучению темы «Государственное регулирование экономики». – Донецк: ДонНУ, ДонНУЭТ, 2007. – 72с.

2. Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004-2015 роки). Шляхом Європейської інтеграції / Авт. Кол.: А.С. Гальчинський, В.М. Геєць та ін. – К.: ІВЦ Держкомстату України, 2004. – 416 с.