Каталог статей

Ягмур Е.А. , Фарафонова А.М.

Система налогообложения недвижимости в Украине: проблемы и возможные пути их решения

В настоящее время, когда можно сказать формируется вся система экономического развития Украины, нельзя обойти вниманием систему налогообложения. Ввиду того, что использование земельных ресурсов носит платный характер, возникает необходимость создания эффективной налоговой системы, которая обеспечивала бы развитие народнохозяйственного комплекса страны и соответствующим образом регулировала экономические отношения. Учитывая необходимость решения ряда проблем налоговой системы и усиления регулировочной роли государства на рынке недвижимости в Украине, возникает неотложная потребность в изменении и совершенствовании нынешней системы налогообложения недвижимости.

Проблемы, связанные с изменением системы налогообложения вообще и налогообложением недвижимости в частности, из-за своей актуальности являются предметом научного исследования в трудах многих отечественных авторов. Среди работ, посвященных разным аспектам налогообложения недвижимости, можно назвать публикации А. Аленовой, О. Гриценко, Л. Корниловой, О. Левицкого, С. Лёвочкина, И. Малого, В. Павленко, С. Терена и др. У них освещаются отдельные аспекты мирового опыта создания налога на недвижимость, перспективы внедрения его и развития рентных отношений в экономике Украины. В то же время, в литературе недостаточно раскрываются вопросы современного состояния системы налогообложения недвижимости в нашей стране, направлений ее реформирования в контексте изменений налоговой системы в целом.

Целью статьи является разработка путей усовершенствование системы налогообложения недвижимости.

Процесс создания в Украине налоговой системы протекал методом проб и ошибок, что объяснялось гигантскими трудностями, как объективного характера, так и субъективного. Нашему государству пришлось в 1992 году фактически заново создавать налоговую систему. Это требовало немедленных поисков источников налоговых поступлений, а распад Союза сопровождался массовым падением производства. В таких условиях украинские законодатели с самого начала обратились к введению непрямых налогов, удельный вес которых в налоговых поступлениях бюджета остается стабильно высоким.

 Исполнительная власть в полной мере не смогла придерживаться равенства в налогообложении всех форм собственности и всех хозяйственных субъектов. Ясно, что когда государство удерживает на свои средства убыточные государственные предприятия, то налогов с них она не берет. Более того, чтобы содержать эти госпредприятия, государству приходиться усиливать налоговый гнет на все другие рентабельные частные и государственные предприятия. В итоге непомерное налоговое давление как на прибыль предприятий, так и на заработную плату не дал возможности установить оптимальные пропорции между ними.

В ходе создания налоговой системы в Украине начинались и начинаются попытки к устранению этих недостатков. В первую очередь, сделаны первые шаги к разработке более реального бюджета, сокращены или прекращены все дотации убыточным предприятиям. Начато усилие к реструктуризации всего народного хозяйства, к сокращению энергоемких и материалоемких убыточных отраслей. В результате затраты бюджета на сохранение убыточного производства заметно сократились. Однако его расходная часть все еще продолжает оставаться большой, непропорциональной возможностям экономического потенциала Украины.

Преследуя фискальные цели - наполнения бюджета, законодатели при создании налоговой системы пытались не упустить и регулирующую функцию налогов.[2]

Недвижимость - это земля и постоянно расположенные на ней здания и сооружения. На сегодняшний день плата за землю осуществляется в соответствии с Законом Украины "О плате за землю", а налог на недвижимость в целом еще не введен. Необходимо отметить, что в условиях слабого развития рынка земель в Украине базой налога на недвижимость будет выступать не рыночная стоимость облагаемых объектов, а нормативная денежная оценка земли и конкретная база налога на здание, установленная органами налоговой инспекции. В этом основное отличие нашей системы налогообложения недвижимости от зарубежной, хотя в целом эта система подобна принятой в мировой практике.[1]

Итак, основными элементами системы налогообложения недвижимости в нашей стране являются:

1.Объекты налогообложения: земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды и здания, в том числе и незавершенное строительство;

2.Субъекты налогообложения: юридические и физические лица, которые являются собственниками или пользователями недвижимости;

3.База налогообложения:

- базой налогообложения земли является нормативная денежная оценка земельных участков;

- база налогообложения зданий рассчитывается по каждому зданию за вычетом необлагаемой площади;

4.Ставка налога:

- ставки налога на земельные участки устанавливаются нормативными правовыми актами в процентах от их нормативной денежной оценки;

- ставки налога устанавливаются в гривнах за каждый квадратный метр площади за вычетом необлагаемой площади одинаковой для разных типов зданий независимо от их назначения;

5.Льготы для физических лиц.[3]

Таким образом, налог на недвижимость представляет собой сумму налогов на землю и здания. Исходя из того, что необходимо объединить информацию о земельных участках и зданиях, расположенных на них, для определения суммарного налога на недвижимость, имеет место разработать структуру такой базы данных, которая бы содержала информацию о земельных участках и зданиях. Поэтому задачей является объединение информации о земельных участках и зданиях с целью установления налога на объект недвижимости.[4]

Необходимо разработать такую структуру базы данных для налогообложения недвижимости, которая бы позволяла следующее:

- получить полную информацию об объекте налогообложения - недвижимости путем объединения данных о земельном участке и здании;

- рассчитать суммарный налог на объект недвижимости, используя имеющиеся данные;

- с помощью соответствующих запросов к базе данных предоставить собственнику полную информацию о его собственности, в том числе о расчете налога;

- осуществлять мониторинг уплаты налога на недвижимость, своевременно оповещая налогоплательщика о сроках и сумме налога.

Литература:

1. Закон Украины "О налоге на землю" №835-VI от 26.12.2008г.;

2. www.nalogi.com/rcb/2008-18/142678/-49к;

3. www.jourclub.ru/35/544/-78к;

4. www.delovojchas.com/dtv/nedvigimost/56В626297.php-117k.