главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н. Черемисина С.В.

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия

Основные направления повышения качества аудиторской деятельности

В условиях конкуренции маркетинговая политика аудиторской организации должна быть направлена на совершенствование качества аудиторских услуг. Рассмотрим основные направления повышения качества аудиторской деятельности на примере Информационно-аудиторского центра «Таирс-аудит», работающего на рынке аудиторских услуг с 1995г. Остановимся на двух важных элементах системы повышения качества аудита: 1) взаимодействие с клиентом; 2) внутрифирменное планирование.

При работе с клиентом важным направлением является «послепродажное»

обслуживание. В качестве такого обслуживания аудиторы оказывают консультационные услуги, проверяют исправления, сделанные бухгалтерами, консультируют по вопросам и проблемам в бухгалтерском и налоговом учете, помогают составить протокол разногласий на акт налоговой инспекции. Также бухгалтерам предприятий-клиентов предоставляется возможность бесплатного посещения ежеквартального семинара по изменениям в бухгалтерском учете и налогообложении, проводимого аудиторской организацией и приобретения методических пособий.

Для выявления восприятия потребителями деятельности аудиторской организации и степени удовлетворенности интересов клиентов используется метод обратной связи со своими клиентами. Он включает в себя создание долгосрочных отношений со своими клиентами, консультации по бухгалтерскому и налоговому учету бухгалтеров во время и после окончания проверки. Проводится исследование мнений предприятий-клиентов методом анкетирования, целью которого является выявление оценок работы аудиторов и удовлетворенности их компетентностью и профессиональными навыками. Анкета адресована главному бухгалтеру и директору предприятия. Анкета, адресованная директору предприятия, имеет целью узнать мнение руководства о качестве и доступности изложения аудиторского отчета, выяснить необходимы ли встречи руководителя с аудиторами в ходе аудиторской проверки, а также есть ли дальнейшие планы у руководителя относительно сотрудничества с аудиторской организацией в будущем. Это позволит более правильно подойти к организации работы аудиторов во время проверки и в текущем году сформировать список клиентов на следующий период. Это необходимо для равномерного распределения проверок аудиторов в течение всего года, что позволит своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской отчетности в соответствии с условиями заключенного договора.

Рассмотрим показатели деятельности аудиторской организации, характеризующие результаты взаимодействия с клиентами (таблицы 1-2). Представленные данные базируются на сведениях о количестве заключенных договоров на аудит бухгалтерской отчетности за 2003-2010 годы.

Таблица 1- Показатели деятельности ООО «ИАЦ «Таирс-аудит» за 2003-2010 гг.

Количество проведенных проверок за год

Год

Количество договоров

Доля в %

2003

8

3,8

2004

11

5,2

2005

19

9,0

2006

28

13,3

2007

29

13,8

2006

29

13,8

2009

47

22,4

2010

39

18,6

Итого

210

100,0

Таблица 2- Долгосрочные отношения с клиентами

Количество лет

Количество предприятий

Доля в %

1 год

60

36,1

2 года

47

28,3

3 года

27

16,3

4 года

16

9,6

5 лет

9

5,4

6 лет

4

2,4

7 лет

2

1,2

8 лет

1

0,6

Итого

166

100,0

С 2003 по 2010 гг. наблюдается рост как общего числа клиентов, так и постоянных потребителей аудиторских услуг, что является показателем удовлетворенности потребителей. Высокий рост числа клиентов в 2009 году связан с увеличением потребности в инициативном аудите.

Важным элементом в системе повышения качества аудиторских услуг является внутрифирменное планирование, которое осуществляется по следующей схеме (рисунок 1).

Проектирование процессов, осуществляемых организацией в целях эффективной деятельности, заключается в разработке текущих годовых планов, в которых определяются:

- основные направления деятельности в соответствии с требованиями рынка;

- клиенты, поставщики, партнеры и процессы взаимодействия между ними;

- мероприятия по совершенствованию качества услуг и другие процессы деятельности.

Для учета ресурсов с целью повышения результативности деятельности в текущих планах определяются контрольные показатели, характеристики и сроки их выполнения.

Рисунок 1 - Схема внутрифирменного планирования

Проектирование процессов, осуществляемых организацией в целях эффективной деятельности, заключается в разработке текущих годовых планов, в которых определяются:

- основные направления деятельности в соответствии с требованиями рынка;

- клиенты, поставщики, партнеры и процессы взаимодействия между ними;

- мероприятия по совершенствованию качества услуг и другие процессы.

Для учета ресурсов с целью повышения результативности деятельности в текущих планах определяются контрольные показатели, характеристики и сроки их выполнения.

В соответствии с текущими годовыми планами руководителем разрабатываются на каждый месяц производственные планы, в которых определяются конкретный объем работ, сроки выполнения и ответственные лица. График работ на месяц каждого сотрудника документируется и выдается в виде текущего рабочего плана. В конце месяца работник представляет отчет о выполненной работе. Руководитель изучает отчет, анализирует результативность и оценивает качество выполненных работ. На совещаниях обсуждаются проблемные вопросы по выполненной текущей работе, предложения руководителя и сотрудников по внедрению изменений в процессы, связанные с деятельностью персонала. По окончании проверки аудиторы сдают отчеты по проверяемым разделам руководителю группы, который составляет сводный отчет и формирует аудиторское заключение.

Для анализа результативности деятельности фирмы в текущих и производственных планах задаются следующие контрольные показатели: трудоемкость выполненных работ, объем выручки, количество аудируемых предприятий-клиентов.

На основе анализа результатов производственного процесса и сопоставления их с плановыми показателями вносятся изменения и корректировки в текущие и производственные планы.

Кроме того, график проведения аудиторских проверок в планируемом периоде составляется на основании распределения предприятий-клиентов по четырем группам риска:

Первая группа риска включает:

- клиентов, с которыми заключены договоры на момент планирования;

- постоянных клиентов, сотрудничество с которыми продолжается более 2-3 лет, даже если на момент планирования отсутствует подписанный договор, но предприятие утвердило аудиторскую организацию на проверяемый период.

Вторая группа риска включает потенциальных предприятий-клиентов, договор с которыми находится на стадии обсуждения, а также предприятия-клиенты, сотрудничество с которыми осуществлялось в течение одного года.

Третья группа риска включает предприятия, в предыдущем году не сотрудничавшие с аудиторской организацией, но изъявившие такое желание в планируемом периоде.

Четвертая группа риска включает «резервные» предприятия, то есть возможность появления в течение планируемого периода новых предприятий-клиентов.

Плановое число клиентов на проведение общего аудита в 2009-2010 гг. составляет 27-35 предприятий. Процентное соотношение предприятий, подлежащих указанным четырем группам риска, к общему планируемому количеству имеет следующий вид:

1. постоянные клиенты 44 - 40% 12-14

2. «неустойчивые» клиенты 33 - 31% 9-11

3. потенциальные клиенты 15 - 17% 4-6

4. резервные клиенты 8 - 12% 2-4

Итого 100% 27-35 предприятий

Основные параметры для построения производственного плана проведения аудиторских проверок представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Основные параметры плана-графика аудиторских проверок

Наименование предприятия

Группа риска

Планируемая трудоемкость проверки, часы

Количество

аудиторов,

чел.

Предприятие 1

1

203

2

Предприятие 2

1

238

2

Предприятие 3

1

430

3

Предприятие 4

1

46

1

Предприятие 5

1

110

2

Предприятие 6

1

108

2

Предприятие 7

1

121

3

Предприятие 8

1

45

1

Предприятие 9

1

535

3

Предприятие 10

1

249

3

Предприятие 11

1

138

2

Предприятие 12

1

83

1

Предприятие 13

1

47

2

Предприятие 14

1

50

1

Предприятие 15

1

17

1

Предприятие 16

2

250

2

Предприятие 17

2

133

2

Предприятие 18

2

37

1

Предприятие 19

2

42

1

Предприятие 20

2

98

1

Предприятие 21

2

91

2

Предприятие 22

2

133

1

Предприятие 23

2

133

2

Предприятие 24

2

200

2

Предприятие 25

2

116

1

Предприятие 26

3

16

1

Предприятие 27

3

33

1

Предприятие 28

3

83

1

Предприятие 29

3

83

1

Предприятие 30

3

53

2

Предприятие 31

3

66

1

Предприятие 32

3

20

1

Предприятие 33

3

100

1

Предприятие 34

4

80

1

Предприятие 35

4

80

1

График проведения аудиторский проверок составлен таким образом, чтобы обеспечивать занятость персонала основной деятельности на 80%. Резерв рабочего времени используется для проведения проверок «резервных» предприятий, а также на осуществление сопутствующих услуг. За период деятельности аудиторской организации были разработаны и реализованы следующие сопутствующие услуги: консультационные услуги, юридические услуги, бизнес-планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, проведение семинаров с методическим обеспечением, написание статей.

Данные предварительного планирования используются при определении стоимости договора на оказание аудиторских услуг. При этом используется система планируемых показателей:

- общая трудоемкость аудиторской проверки;

- среднечасовая норма расходов на оплату труда аудитора;

- норматив отчислений в социальные фонды;

- уровень общехозяйственных расходов аудиторской организации;

- уровень рентабельности .

Литература:

1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электрон. дан. (120 кб). – М.: АО Консультант Плюс, - 2011. – Режим доступа: компьютерная сеть Науч.б –ки Том. гос. ун-та, свободный;

2. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №696 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электрон. дан. (980 кб). – М.: АО Консультант Плюс, - 2011. – Режим доступа: компьютерная сеть Науч.б –ки Том. гос. ун-та, свободный;

3. Черемисина С.В., Гейнеман И.С. Аудит: учебное пособие/под ред. проф. А.А. Земцова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2003. – 180 с.;