главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Черемисина С.В. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия Основные направления повышения качества аудиторской деятельностиВ условиях конкуренции маркетинговая политика аудиторской организации должна быть направлена на совершенствование качества аудиторских услуг. Рассмотрим основные направления повышения качества аудиторской деятельности на примере Информационно-аудиторского центра «Таирс-аудит», работающего на рынке аудиторских услуг с 1995г. Остановимся на двух важных элементах системы повышения качества аудита: 1) взаимодействие с клиентом; 2) внутрифирменное планирование.При работе с клиентом важным направлением является «послепродажное» обслуживание. В качестве такого обслуживания аудиторы оказывают консультационные услуги, проверяют исправления, сделанные бухгалтерами, консультируют по вопросам и проблемам в бухгалтерском и налоговом учете, помогают составить протокол разногласий на акт налоговой инспекции. Также бухгалтерам предприятий-клиентов предоставляется возможность бесплатного посещения ежеквартального семинара по изменениям в бухгалтерском учете и налогообложении, проводимого аудиторской организацией и приобретения методических пособий. Для выявления восприятия потребителями деятельности аудиторской организации и степени удовлетворенности интересов клиентов используется метод обратной связи со своими клиентами. Он включает в себя создание долгосрочных отношений со своими клиентами, консультации по бухгалтерскому и налоговому учету бухгалтеров во время и после окончания проверки. Проводится исследование мнений предприятий-клиентов методом анкетирования, целью которого является выявление оценок работы аудиторов и удовлетворенности их компетентностью и профессиональными навыками. Анкета адресована главному бухгалтеру и директору предприятия. Анкета, адресованная директору предприятия, имеет целью узнать мнение руководства о качестве и доступности изложения аудиторского отчета, выяснить необходимы ли встречи руководителя с аудиторами в ходе аудиторской проверки, а также есть ли дальнейшие планы у руководителя относительно сотрудничества с аудиторской организацией в будущем. Это позволит более правильно подойти к организации работы аудиторов во время проверки и в текущем году сформировать список клиентов на следующий период. Это необходимо для равномерного распределения проверок аудиторов в течение всего года, что позволит своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской отчетности в соответствии с условиями заключенного договора. Рассмотрим показатели деятельности аудиторской организации, характеризующие результаты взаимодействия с клиентами (таблицы 1-2). Представленные данные базируются на сведениях о количестве заключенных договоров на аудит бухгалтерской отчетности за 2003-2010 годы. Таблица 1- Показатели деятельности ООО «ИАЦ «Таирс-аудит» за 2003-2010 гг.
Таблица 2- Долгосрочные отношения с клиентами
С 2003 по 2010 гг. наблюдается рост как общего числа клиентов, так и постоянных потребителей аудиторских услуг, что является показателем удовлетворенности потребителей. Высокий рост числа клиентов в 2009 году связан с увеличением потребности в инициативном аудите. Важным элементом в системе повышения качества аудиторских услуг является внутрифирменное планирование, которое осуществляется по следующей схеме (рисунок 1). Проектирование процессов, осуществляемых организацией в целях эффективной деятельности, заключается в разработке текущих годовых планов, в которых определяются: - основные направления деятельности в соответствии с требованиями рынка; - клиенты, поставщики, партнеры и процессы взаимодействия между ними; - мероприятия по совершенствованию качества услуг и другие процессы деятельности. Для учета ресурсов с целью повышения результативности деятельности в текущих планах определяются контрольные показатели, характеристики и сроки их выполнения.
Рисунок 1 - Схема внутрифирменного планирования Проектирование процессов, осуществляемых организацией в целях эффективной деятельности, заключается в разработке текущих годовых планов, в которых определяются: - основные направления деятельности в соответствии с требованиями рынка; - клиенты, поставщики, партнеры и процессы взаимодействия между ними; - мероприятия по совершенствованию качества услуг и другие процессы. Для учета ресурсов с целью повышения результативности деятельности в текущих планах определяются контрольные показатели, характеристики и сроки их выполнения. В соответствии с текущими годовыми планами руководителем разрабатываются на каждый месяц производственные планы, в которых определяются конкретный объем работ, сроки выполнения и ответственные лица. График работ на месяц каждого сотрудника документируется и выдается в виде текущего рабочего плана. В конце месяца работник представляет отчет о выполненной работе. Руководитель изучает отчет, анализирует результативность и оценивает качество выполненных работ. На совещаниях обсуждаются проблемные вопросы по выполненной текущей работе, предложения руководителя и сотрудников по внедрению изменений в процессы, связанные с деятельностью персонала. По окончании проверки аудиторы сдают отчеты по проверяемым разделам руководителю группы, который составляет сводный отчет и формирует аудиторское заключение. Для анализа результативности деятельности фирмы в текущих и производственных планах задаются следующие контрольные показатели: трудоемкость выполненных работ, объем выручки, количество аудируемых предприятий-клиентов. На основе анализа результатов производственного процесса и сопоставления их с плановыми показателями вносятся изменения и корректировки в текущие и производственные планы. Кроме того, график проведения аудиторских проверок в планируемом периоде составляется на основании распределения предприятий-клиентов по четырем группам риска: Первая группа риска включает: - клиентов, с которыми заключены договоры на момент планирования; - постоянных клиентов, сотрудничество с которыми продолжается более 2-3 лет, даже если на момент планирования отсутствует подписанный договор, но предприятие утвердило аудиторскую организацию на проверяемый период. Вторая группа риска включает потенциальных предприятий-клиентов, договор с которыми находится на стадии обсуждения, а также предприятия-клиенты, сотрудничество с которыми осуществлялось в течение одного года. Третья группа риска включает предприятия, в предыдущем году не сотрудничавшие с аудиторской организацией, но изъявившие такое желание в планируемом периоде. Четвертая группа риска включает «резервные» предприятия, то есть возможность появления в течение планируемого периода новых предприятий-клиентов. Плановое число клиентов на проведение общего аудита в 2009-2010 гг. составляет 27-35 предприятий. Процентное соотношение предприятий, подлежащих указанным четырем группам риска, к общему планируемому количеству имеет следующий вид: 1. постоянные клиенты 44 - 40% 12-14 2. «неустойчивые» клиенты 33 - 31% 9-11 3. потенциальные клиенты 15 - 17% 4-6 4. резервные клиенты 8 - 12% 2-4 Итого 100% 27-35 предприятий Основные параметры для построения производственного плана проведения аудиторских проверок представлены в таблице 3. Таблица 3 – Основные параметры плана-графика аудиторских проверок
График проведения аудиторский проверок составлен таким образом, чтобы обеспечивать занятость персонала основной деятельности на 80%. Резерв рабочего времени используется для проведения проверок «резервных» предприятий, а также на осуществление сопутствующих услуг. За период деятельности аудиторской организации были разработаны и реализованы следующие сопутствующие услуги: консультационные услуги, юридические услуги, бизнес-планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, проведение семинаров с методическим обеспечением, написание статей. Данные предварительного планирования используются при определении стоимости договора на оказание аудиторских услуг. При этом используется система планируемых показателей: - общая трудоемкость аудиторской проверки; - среднечасовая норма расходов на оплату труда аудитора; - норматив отчислений в социальные фонды; - уровень общехозяйственных расходов аудиторской организации; - уровень рентабельности . Литература: 1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электрон. дан. (120 кб). – М.: АО Консультант Плюс, - 2011. – Режим доступа: компьютерная сеть Науч.б –ки Том. гос. ун-та, свободный; 2. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №696 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. – Версия Проф, сетевая. – Электрон. дан. (980 кб). – М.: АО Консультант Плюс, - 2011. – Режим доступа: компьютерная сеть Науч.б –ки Том. гос. ун-та, свободный; 3. Черемисина С.В., Гейнеман И.С. Аудит: учебное пособие/под ред. проф. А.А. Земцова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2003. – 180 с.; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||