Каталог статей

Товма Наталия Александровна

Классификация моделей социального партнерства в развитых странах

Накопленный мировой опыт социальных отношений позволяет идентифицировать и систематизировать целый ряд моделей и типов социального партнерства [1, с.17-175]. К примеру А.А. Федулин предлагает классифицировать последние по следующим основаниям:

- по механизму правового регулирования договорного процесса,

- по роли и месту властных структур, органов государственного управления в системе социального партнерства,

- по уровню участия работников в управлении предприятием, организацией,

- по характеру взаимодействия профсоюзов синститутами государственной власти, местного самоуправления,

- по специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей,

- по политической ориентации системы социального партнерства (социал-демократическая, консервативная, социалистическая и др) [2, с.30].

 Национальные модели социального партнерства являются конкретизацией соответствующих национальных моделей социального государства. Концепция социального партнерства закреплена в конституциях, социальном и трудовом законодательстве стран Запада [2]. Этот процесс происходил после Второй мировой войны. Существующие в настоящее время национальные модели социального партнерства делятся на три группы в зависимости от роли («веса») партнеров и уровня принимаемых соглашений:

—согласительная модель, в соответствии с которой в формировании и проведении социальной политики участвуют на равных три субъекта: предприниматели, государство и профсоюзы; ее отличает также высокий уровень централизации договорного процесса; данная модель характерна для стран Скандинавии, Австралии и Нидерландов, частично используется в Германии и Швейцарии;

—консервативно-либеральная модель, отличающаяся уменьшенной ролью профсоюзов в выработке социальной политики, имеет место во Франции;

—плюралистическая модель, характеризующаяся децентрализацией договорного процесса и его преимущественным протеканием на уровне предприятий и даже их филиалов, используется в Великобритании, Канаде, США и Японии [3].

Основные модели реализации социального партнерства в экономически развитых странах мира отражены в таблице 1.

Таблица 1- Основные зарубежные модели социального партнерства

Кри-терии

Англо­американская модель

Германская модель

Скандинавская модель

Японская модель

Наз-

на-

че-

ние

Роль  трудовых коллективов, высокая  активность        на уровне профсоюзных объединений.

Участие работников  в

принятии

решений на

уровне

предприятий,

большое

экономическое

влияние

профсоюзов.

Очень 

высокий

уровень профсоюзного, членства, высокая активность профсоюзов.

Активное участие работников в принятии

производственных решений, профсоюзы проявляют себя в основном на обще-

национальном уровне.

Ак-

тив-

но-сть

Активность проявляется на

уровне предприятий, редко - отраслей

Активность проявляется  в основном  на отраслевом  и региональной уровнях.

Активность проявляется  на уровне объединений работодателей. В последствие время инициатива передается на уровень предприятий.

Активная позиция  на  всех  уровнях. Стремление к

сотрудничеству.

Гос

под-

ка

Низкая активность, антипрофсоюзная

Политика

Государство

поддерживает

заключение

отраслевых и

региональных

соглашении.

Поддерживает идеи   социальной справедливости.

По степени их

снижение

активности.

Инициатива

передается

профсоюзам  и

объединениям

работодателей.

          Примечание – по данным литературы 1, 2

Мировой опыт социального партнерства свидетельствует о многообразии его форм. Выделяют три модификации: германскую (Австрия, Германия, Швейцария), скандинавскую (Швеция) и американскую, иногда японскую. Имея общей целью социальную консолидацию, эти модели разнятся по критериям эффективности. Если для германской модели социального партнерства таковыми выступают упрочение демократии, рост производительности труда, мирное развитие трудовых отношений, предотвращение конфликтов, для шведской - её социальные результаты, то для американской или японской моделей главным критерием эффективности социального партнерства являются темпы экономического роста [2.

Можно дифференцировать социальное партнерство в зависимости от показателей. Например, в США, Канаде и Великобритании социальное партнерство реализуется в основном на уровне отдельных предприятий путем индивидуальных соглашении, что характеризует децентрализованную модель [2. В скандинавских странах и некоторых европейских государствах создана трехуровневая централизованная модель социального партнерства.

В странах Западной Европы и США социальное партнерство связывается с проблемами согласования профсоюзной политики и интересов рабочих на предприятиях, с участием трудящихся в управлении, регулировании трудовых конфликтов и тарифных договоров на различных предприятиях [2. Необходимо отметить, что социальное партнерство в конце 60-х годов XX столетия в США начинает рассматриваться как кооперативное взаимодействие различных институтов: бизнес и правительство, бизнес и школа, бизнес и неприбыльные агентства, корпораций, имеющие различные интересы в развитии бизнеса и другое. Здесь и вопросы решения экономических и социальных проблем, например, коммунального развития, жилищного обеспечения, подготовки и переподготовки кадров.

В развитых странах концепции социального партнерства различаются по степени участия профсоюзов в трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства наемных работников в переговорных процессах, по политической ориентации систем социального партнерства.

Основные модели социального партнерства, сложившиеся  эволюционным путем в странах с развитой рыночной экономикой можно рассматривать по следующим критериям

По критерию правового регулирования социально-трудовых отношений –выделяют три основные модели социального партнерства оказавшие значительное влияние на формирование системы КСО.

По критерию - роль властных структур - для негосударственного сектора наиболее подходящей представляется, на наш взгляд, вторая модель со­циального партнёрства

По механизму осуществления договорного процесса выделяются две модели:

а) модель социального партнерства, в которой договоры и соглашения пре­-
дусматривают обязанности и ответственности сторон, определяют механизм
реализации достигнутых договоренностей;

б)        модель, в которой не определена степень ответственности сторон, не
продуман или практически отсутствует механизм реализации соглашений [2.

По уровню участия работников в управлении предприятием по представи­тельству их интересов и социально-трудовых прав в мировой практике сложились три наиболее характерные модели.

По уровню участия работников в управлении предприятием можно оце­нить третью модель как наиболее отвечающую реалиям.

Государство в системе социального партнерства рассматривается в работе в двух аспектах: первый - государство-работодатель-партнер; и второй - госу­дарство, как гарант конституционных прав и точного соблюдения трудового и гражданского законодательства в механизме социального сотрудничества.

Рассматривая государство в качестве социального партнера в сфере бизнеса, можно назвать одну из ключевых для сегодняшнего дня функций государства - способствовать законотворческой инициативе объединений работодателей с целью совершенствования действующего в этой области законодательства.

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Д. Н. Михалев Система регулирования социально-трудовых отношений.- М.: Флинта: МПСИ, 2003.-130 с.

2 В. В. Кимаровский Формы социального партнерства.- М.: Флинта: МПСИ, 2003.-130 с.