Каталог статей

Демидова А.С.

Проблемы и перспективы развития приграничных регионов ЮФО

После распада СССР и появления на его территории новых государств резко изменилось положение регионов России. В частности, это выразилось в увеличении приграничных регионов, в которых возникла потребность в изменении конфигураций транспортных и инженерных коммуникаций, переориентации производственных и социальных связей, изменении режима природопользования и т.д. Данные регионы стали принимать и обслуживать значительные потоки русскоязычных переселенцев из республик бывшего Союза, отечественных и зарубежных туристов, коммерсантов. Недостаточное количество пограничных переходов, таможенных пунктов и иных элементов соответствующей инфраструктуры в приграничных регионах не позволяет качественно выполнять пограничные функции. Граница не справляется с потоками контрабанды, и страна несет значительные потери. Следовательно, в стратегии территориального развития России и ее интеграции в мировую экономику значительная роль отводится приграничным регионам [5,52].

Приграничный регион – это особый тип региона, с присущей ему географией, историей, экологией, этическими группами, экономическими возможностями и т.д., расположенный на окраине страны и выполняющий федеральные пограничные барьерные, фильтрующие и контактные функции. Главный фактор, определяющий специфику приграничья, - географическое положение [5,52; 8,2]. Для России, у которой имеется огромный пограничный периметр, одной из основных проблем является проблема приграничных регионов очень отличающихся друг от друга по экономическим, природным, демографическим и иным параметрам.

В России более половины субъектов РФ являются приграничными по формальному признаку совпадения одной из границ с государственной. Согласно классификации Корнеевец В.С. [4] в Южном федеральном округе после распада СССР появились «новые» «сухопутные» приграничные регионы:

- западное пограничье (Краснодарский край, Ростовская область);

- казахстанское пограничье (Астраханская и Волгоградская области).

 Принимая во внимание то обстоятельство, что «состояние социально-экономического развития приграничных регионов в большинстве случаев уступает внутренним регионам России, Правительство Российской Федерации постоянно подтверждает необходимости особого отношения к проблемам приграничных субъектов Федерации. На заседании Правительства РФ 6 июля 1999 г. «О проблемах приграничных субъектов Российской Федерации» были поставлены конкретные задачи перед федеральными органами исполнительной власти, имеющие ключевое значение для жизнеобеспечения регионов» [7,14].

Однако на данном заседании обсуждались и хозяйственные вопросы, и вопросы общегосударственного  характера, которые актуальны, и для регионов ЮФО. Это были такие важные направления, как совершенствование правовой базы по международному сотрудничеству, вопросы охраны окружающей среды, оптимизация таможенного и миграционного законодательства, улучшение деятельности транспортных систем и т.д.

На основании Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации была рассмотрен и представлен вопрос о Концепции стратегии приграничного сотрудничества регионов ЮФО с приграничными иностранными государствами [6]. Согласно данной Концепции Южный федеральный округ имеет все условия и достаточный потенциал для устойчивого и перспективного развития. Перед приграничными регионами была поставлена четкая задача – расширение и углубление разного рода связей со странами Ближнего Зарубежья, развитие взаимопомощи и формирование условий для  создания единого трансграничного пространства (экономического, таможенного, социокультурного, информационного и др.). Все функции по укреплению развития приграничного сотрудничества были возложены на Ассоциацию «Северный Кавказ».

 Для устойчивого развития приграничного сотрудничества необходимо ликвидировать возникающие препятствия в приграничной торговле согласно общепринятым принципам создания зоны свободной торговли в рамках СНГ.

В конце 2010 года был создан еврорегион «Донбасс», направленный на сближение России (Ростовская область) и Украины. Его основными задачами стали увеличение количества пропускных пунктов через границу, создание логистических центров, развитие транспортно-дорожного хозяйства двух государств, устранение экологических проблем, промышленное сотрудничество и т.д. кроме того, в проекте создание еврорегиона «Азов» (Украина, Краснодарский край и Ростовская область) [1].

                Кроме того, у Астраханской области имеется достаточный опыт приграничного и трансграничного сотрудничества с соседями по Каспию – Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Ираном. Т.к. на территории региона пересекаются основные транспортные потоки «Север-Юг» и «Запад-Восток», то Астраханский регион является одним из ключевых в транспортно-логистической системе России в районе Каспийского моря. Накопленный опыт всестороннего взаимодействия со странами Прикаспийского региона необходимо активнее внедрять на территории всего ЮФО.

Следует отметить, что у современных приграничных регионов России серьезная и сложная задача. Ведь они являются «лицом» страны в сотрудничестве с соседними государствами. Это «связующая нить» и дорога РФ к более основательному сотрудничеству со странами Евросоюза, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также странами СНГ. Теперь необходимо заново налаживать политические, торгово-экономические и социальные связи на новом уровне с нашими бывшими республиками СССР. Это не всегда происходит гладко и России приходится заново утверждаться на мировой арене как сильному социально-экономическому государству.

Литература:

1. Бредихин А.В. Еврорегион «Донбасс» как социокультурно-экономический путь к приграничному сотрудничеству России и Украины. [Электронный ресурс] / А.В. Бредихин. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Вардомский Л. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. Общие положения. [Электронный ресурс] / Л. Вардомский. – Режим доступа: [сылка более недоступна} (дата обращения: 20.10.2011).

3. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел РФ. - Режим доступа:[сылка более недоступна} (дата обращения: 22.03.2012).

4. Корнеевец В.С. Классификация приграничных регионов России // Региональные исследования. – 2010. - №4(30). – С.48-53.

5. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие/ В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256с.

6. Новости Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Южного федерального округа «Юг». / [Электронный ресурс]  - Режим доступа: [сылка более недоступна}

7. Панфилова М.Р. Понятие земель приграничных территорий: правовой и исторический аспекты // Вестник ОГУ. – 2004. - №7. – С.14-18.

8. Снежанова Л.Н. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации. [Электронный ресурс] / Л.Н. Снежанова. - Режим доступа: [сылка более недоступна} 24.10.2011).