главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Кожинова Т.В., Хамошина Ю.И. Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, Россия Порядок юридического оформления и бухгалтерского учета операций с земельными участкамиНа протяжении всей истории человечества земля является важнейшим компонентом окружающей среды, который используется людьми для ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов. Не секрет, что сегодня все чаще возникают имущественные споры при установлении предприятиями прав собственности и иных прав на используемые участки земли, что приводит к пагубным последствиям, отражающимся, непосредственно, на производственной деятельности организаций. Поэтому тематика вопросов, касающихся юридического оформления и бухгалтерского учета операций с земельными участками является актуальной для современных научных исследований. Существует множество причин появления проблемных вопросов, связанных с осуществлением операций с земельными участками. Во-первых, земельные правоотношения регламентируются земельным законодательством. Во-вторых, все имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются нормами гражданского законодательства. Подобная дифференцированность приводит к методологическим проблемам и в области бухгалтерского учета. Следует заметить, что все юридические лица имеют право продавать, отдавать в залог и распоряжаться иным образом имеющимися в своей собственности земельными участками, а также получать участки в пользование на основании договоров аренды. В Российской Федерации земельные участки не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц являются государственной или муниципальной собственностью. Любой переход права собственности на земельный участок в обязательном порядке подлежит государственной регистрации. Для приобретения прав собственности на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или местный орган самоуправления и предоставить: При условии предоставления перечисленных выше документов, срок рассмотрения заявления о приобретении прав на земельный участок исполнительным органом составляет один месяц со дня поступления заявления. В случае отсутствия кадастрового плана земельного участка орган местного самоуправления обеспечивает его изготовление и утверждает проект границ данного участка. Однако, этот вопрос содержит в себе ряд нюансов. Дело в том, что орган местного самоуправления не обязан в безусловном порядке обеспечить изготовление подобного плана, если участок земли не был поставлен на кадастровый учет, либо был снят с учета и сведения в государственном земельном кадастре о нем отсутствуют. Таким образом, заявителю следует самостоятельно запросить выписку из земельного кадастра в форме кадастрового плана в органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного кадастра. Подобная процедура может привести к наличию разного рода проволочек, а это значительно увеличит сроки оформления правоустанавливающих документов или, вообще, послужит причиной приостановления необходимых оформлений. Что касается процессов бухгалтерского учета операций по приобретению земельных участков в собственность, то согласно нормам ПБУ 6/2001 земельные участки учитываются в составе основных средств, не подлежат амортизации и не переоцениваются. Особых правил и специфических методик по учету земельных участков, бухгалтерское законодательство не содержит. При приобретении земель в собственность, к сожалению, не является возможным отнести понесенные затраты на текущие расходы для целей бухгалтерского учета. Это, несомненно, является сдерживающим фактором при обосновании экономической целесообразности вложения денежных средств в подобные проекты. В отличие от российской практики, зарубежный опыт показывает, что земельные участки подлежат амортизации, так как через ее начисление происходит капитализация денежных ресурсов, которые должны быть направлены на восстановление и улучшение состояния земель. Особенно это актуально для предприятий сельского хозяйства и добывающих отраслей. Поэтому, на наш взгляд, является целесообразным внедрить в практику расчета и начисления амортизации на земельные участки. Для этого необходимо, в первую очередь, утвердить классификацию земель, предполагающую разделение их, как по способу эксплуатации, так и по времени ее использования. В основу данной классификации можно положить кадастровую принадлежность земельного участка к отрасли (виду деятельности). В качестве способов начисления амортизации следует закрепить два варианта: - для сельскохозяйственных предприятий – пропорционально объему выпускаемой продукции; - для добывающих отраслей – линейный или пропорционально объему выпускаемой продукции, в зависимости от стадии производственного цикла (стадии разработки месторождения); - для всех остальных – линейный. Датой начала начисления амортизации следует считать дату фактического начала эксплуатации земель, при этом земельные участки, приобретенные для перепродажи, амортизации не подлежат, как не соответствующие критериям признания объектов основных средств. Для обеспечения целевого использования сумм накопленной амортизации необходимо законодательно закрепить аналитический субсчет к счету 02 «Амортизация земельных участков». На наш взгляд, все вышесказанное позлит сделать эффективным приобретение и оформление прав собственности на используемые и (или) стратегически необходимые земельные участки. Подводя итог, следует заметить, что для устранения имеющихся недоработок, законодателю следует разработать ряд необходимых положений, а также совершенствовать уже существующие гражданско-правовые и бухгалтерские нормы путем их интеграции по предложенным направлениям. |