Каталог статей

Бережнова Е.И., Пятов А.А.

Степень контроля уровня таможенной стоимости как показатель оценки экономической эффективности регионального таможенного управления

Значительные размеры государственной и таможенной территории Российской Федерации, исключительная удаленность отдельных таможенных органов от федерального центра, существование выраженной региональной специфики внешнеэкономической деятельности определяют необходимость существования таких структурных элементов системы таможенной службы, как региональные таможенные управления (РТУ), осуществляющих руководство таможенными органами в каждом из федеральных округов российского государства.

Цель и смысл существования РТУ могут быть выражены тремя ключевыми терминами: организация, координация, контроль. РТУ осуществляет деятельность по управлению подчиненными таможенными органами, не направленную на осуществление непосредственно процессов таможенного оформления и контроля, являющихся, в свою очередь, направлениями деятельности таможен и таможенных постов, а значит, экономическая эффективность РТУ заключается в достижении наилучшего результата влияния на процесс исполнения подчиненными таможенными органами стоящей перед таможенной службой России задач экономического характера.

Основным экономическим результатом деятельности таможенных органов являются платежи, перечисляемые в федеральный бюджет.  При этом, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов – не просто формальная стратегическая цель номер один деятельности таможенной службы России, но и  «дополнительные возможности увеличения доходной части федерального бюджета позволят успешно решать задачи макроэкономической стабильности и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство» [1]1. Но не стоит забывать, что таможенная служба, являясь инструментом государственного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, играет также и роль гаранта обеспечения равных конкурентных возможностей для ее субъектов в процессе совершения трансграничных сделок, развития и расширения экономических связей. Следовательно, оценка экономической эффективности деятельности РТУ должна заключаться в определении того, насколько управленческое воздействие РТУ способствует обеспечению собираемости таможенных платежей и поддержки конкуренции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Казалось бы, для определения эффективности пополнения доходной части государственного бюджета достаточно оценить сумму перечислений денежных средств в федеральный бюджет и сравнить ее с результатами, достигнутыми в предыдущем периоде, либо с запланированными показателями (так оно и происходит на практике согласно методике, установленной в нормативном порядке [22]). Однако, на наш взгляд, такой подход не позволяет в полной мере оценить эффективность деятельности самого РТУ, которое не производит оформление товаров и транспортных средств и не занимается непосредственным взиманием таможенных платежей. Сумма взысканных пошлин и налогов не отражает результат деятельности самого РТУ и представляет собой лишь некоторое косвенное мерило результативности управленческого воздействия РТУ на деятельность таможен и таможенных постов, которые и вовлечены в процесс совершения таможенных операций.

По нашему мнению, при оценке эффективности деятельности РТУ по выполнению возложенных на таможенные органы экономических задач необходимо дистанцироваться от самих сумм платежей и сосредоточиться на том, что лежит в их основе, поскольку конкретная сумма перечислений в бюджет государства зависит не от таможенных органов, а от объема внешнеторгового потока товаров, при перемещении которых и взимаются таможенные платежи, и продиктована воздействием факторов, внешних по отношению к таможенным органам.

В основе величин таможенной пошлины, НДС и акциза, составляющих сумму причитающегося к уплате таможенного платежа с конкретного товара, лежит таможенная стоимость товара, методика определения которой установлена в нормативном порядке [33], хотя основой для начисления таможенной пошлины может являться и количество товара или его вес, если в отношении таких товаров установлены специфические либо комбинированные ставки пошлины (акциз также может быть исчислен с учетом таможенной стоимости в случае применения комбинированной ставки этого налога). Что касается НДС, для него налоговой базой всегда является сумма таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины (плюс акциза, в случае подакцизных товаров).

Контроль заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости осуществляет должностное лицо таможенного поста, которое осуществляет таможенные операции в отношении товаров. По результатам такого контроля инспектор может принять решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости либо о необходимости корректировки таможенной стоимости.

Однако РТУ весьма далеко от тех процессов, что происходят с каждым из товаров, перемещающимся через таможенную границу. Но существует определенное поле деятельности, которое находится вне сферы воздействия подчиненных РТУ таможен и постов – уровень таможенной стоимости, который складывается в целом по региону из многочисленных случаев оформления товаров в каждом из субъектов федерального округа, являющегося регионом деятельности, а если быть точнее – регионом воздействия РТУ. В рамках этого направления РТУ изучает динамику формирования уровней таможенной стоимости в разрезе различных товаров и, с учетом условий поставок, выявляет случаи отклонения уровня таможенной стоимости в одной из таможен в сравнении с другой, а также средним показателем по всему региону.  При выявлении значительных необоснованных расхождений, приведших к уменьшению суммы подлежащих уплате таможенных платежей, самим РТУ либо по его поручению подчиненными таможенными органами могут проводиться проверочные мероприятия, в результате которых таможенная стоимость может быть скорректирована (а неуплаченные таможенные платежи дополнительно взысканы), что в свою очередь положительно повлияет на изменение уровня таможенной стоимости в целом по региону.

Контроль динамики среднего регионального уровня таможенной стоимости товаров не только обеспечивает уверенность государства в том, что платежи в бюджет уплачиваются так, как предусмотрено законом,  такой уровень – это также своеобразные «правила игры» для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, поскольку он отражает состояние внешнеторговой конъюнктуры. Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров ведет к созданию неравных условий деятельности на внутреннем рынке Российской Федерации, поскольку добропорядочный участник внешнеэкономической деятельности не может предложить с экономической выгодой для себя товар к продаже по той цене, которую способен предложить правонарушитель, себестоимость товара для которого меньше за счет сниженного размера таможенных платежей. Предпринимая меры для обеспечения достоверности сведений о таможенной стоимости, руководствуясь объективным, рыночным (по своей изначальной сути) показателем колебания уровня внешнеторговых цен, таможенные органы вносят свой весомый вклад в существование равных конкурентных возможностей для субъектов внешнеэкономической деятельности. А РТУ, в свою очередь, обеспечивает такое равенство на уровне субъекта федерации.

Степень такого контроля уровня таможенной стоимости со стороны регионального таможенного управления, по нашему мнению, непосредственно отражает эффективность деятельности РТУ по обеспечению условий равной конкуренции для субъектов внешнеэкономической деятельности и по обеспечению перечисления таможенных пошлин и налогов в полном объеме.  

Такой контроль может быть оценен посредством установления средней величины отклонений уровня таможенной стоимости, сложившегося в каждом из таможенных органов региона, от среднерегионального уровня. Тогда разность показателя идеального состояния равенства уровней таможенной стоимости товаров во всех таможенных органах региона (100%) и процентного выражения коэффициента вариации уровня таможенной стоимости будет отражать меру управленческого воздействия РТУ на деятельность подчиненных таможен, направленного на нивелирование существующего необъективного расхождения между среднерегиональным уровнем таможенной стоимости и уровнями таможенной стоимости товаров, сложившимися в регионах деятельности каждой из подчиненных РТУ таможен.

Литература:

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 – 2013 год: [сайт]. URL: [сылка более недоступна}

2. О контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2011 год: приказ ФТС России от 29.03.2011 №665.

3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 22.12.2008 №258-ФЗ [Электронный ресурс] / «Консультант плюс».