Каталог статей

Шарипова Нигара, Газанзаде Рахиб

Социальная ответственность и справедливость бизнеса

Степень свободы, предоставляемой субъектом бизнес-деятельности в условиях социально-экономических реформ, осуществляемых в нашей стране, дает им возможность, с одной стороны, осуществить реализацию  своего потенциала, а с другой – актуализирует проблему определения и изменения  ценностных принципов  своей профессиональной деятельности в свете изменяющихся экономических, социальных, политических  и  культурных  условий.

Мы определяем социальную ответственность бизнеса как принцип бизнес-деятельности, выражающий отношение зависимости бизнеса от общества, воспринимаемого им в качестве одного из определяющих оснований для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно касающихся общественных интересов.

Принцип социальной ответственности действует на всех уровнях реализации ценностных принципов бизнес-деятельности. На макроуровне он становится одним из конститутивных для бизнеса как социального института, чья деятельность должна преследовать не только экономические, но и социально значимые цели. При рассмотрении мезоуровня речь идет об ответственности перед обществом коммерческих организаций как корпоративных деятелей, нормы организационной культуры которых предусматривают соблюдение этических принципов социально ответственного поведения в отношении социальных общностей и отдельных индивидов. Микроуровень реализации социальной ответственности бизнеса связан с действиями конкретных индивидов, занимающихся бизнес-деятельностью, осознающих степень своей ответственности, так или иначе касающиеся соблюдения общественных интересов. В этом случае социальную ответственность можно рассматривать как субъективную причинность, определяемую уровнем самоконтроля индивида, занимающегося бизнес-деятельностью.Социальная ответственность бизнеса на индивидуальном уровне –это такой уровень саморегуляции,на котором значимость нравственных ориентиров оставляет субъекту бизнес-деятельности свободу выбора, предполагающую ответственность перед самим собой и окружающими людьми; это одновременно и соблюдение индивидом норм, принятых в обществе.

 Социализация целей бизнеса, вынужденного в современной ситуации трансформироваться  в деятельность, несущую ответственность перед обществом, обусловлена рядом социально-экономических причин, к которым в первую очередь следует отнести процессы глобализации, влияющие на изменение основ деловой этики, приобретающий глобальный характер и создающей предпосылки для появления единых стандартов социальной активности бизнеса.Переход к постиндустриальному обществу, основанному на знании и информации, значительно повысил значение человеческого капитала в результате чего трансформируется отношение работника к своему труду и изменяется характер требований к работодателю ,касающихся соблюдение его прав в социальной сфере. Отметим, что причины возросшей социальной активности бизнесменов связаны с поведением современного потребителя, имеющего возможность с помощью различных средств информации получить сведения об отношении фирмы клиентам, сотрудникам, об ее участии в социально значимых проектах и т.д.

Со стороны общественности сформировался запрос на модель коммерческой организации, деятельность которой не только связана с уплатой налогов и соблюдением норм законодательства , но и с реализацией социальных программ, имеющих долгосрочный характер. Так, по данным << большинство населения согласно так же с тем, что в условиях современной России усиление социальной ответственности бизнеса – более приоритетная задача,чем повышение экономической эффективности бизнеса,а сама это деятельность не являются сугубо добровольной – при необходимости государство имеет право привлекать бизнес к решению социальных проблем   в <<добровольно – принудительном >> порядке>>.В понимании общественности главными сферами ориентированной деятельности бизнеса должны стать здравоохранение, культура, образование, наука, социальная работа с неимущими слоями населения ; каждый третий респондент отметил ,что коммерческие структуры должны принимать участие в разрешении социальных проблем на уровне организации и региона, в искорени таких общественных <<недугов>>,как наркомания и алкоголизм .

Анализ факторов, влияющих на развитие практики внедрения модели социально ориентированной компании в России, приводит нас к выводу о том, что значимую роль в этом процесс играют специфика менталитета населения и сложившиеся в советский период нормы корпоративного управления. Для основной массы населения характерны высокие социальные ожидания, не подкрепленные собственной социальной активностью и предусматривающие делегирование ответственности за решение общественности за решение общественных проблем бизнес – сообществу и власти.

Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2007 году, показывает, что для бизнесменов приоритетными являются проблемы организации новых рабочих мест, предоставления дополнительных социальных гарантий своим работникам, создания центров повышения классификации и переобучения работников. Во вторую группу значимости вошли направления деятельности коммерческих компаний, связанные с оказанием финансовой поддержки социально незащищенным слоям населения, укреплением материально – технической базы социально – культурной инфраструктуры, оказанием помощи выдающимся представителем сферы культуры и науки.

Для современного российского бизнес - сообщества типичной является противоречивая модель поведения, которую с одной стороны характеризует стремление ограничиться социальной активностью лишь в среде собственного предприятия, а с другой - понимание необходимости реализации социальных инициатив. У бизнесменов нет сформированного преставления о том, что социально ориентированное поведение коммерческой организации является мощным фактором ее успешного развития. Современный уровень социальной активности отечественных бизнесменов оценивается обществом невысоко, и значительная часть россиян усматривает социальной активности частных компаний исключительно корыстные мотивы. Однако  со стороны общественности формировался запрос на модель коммерческой организации, деятельность которой была бы связана с активностью, направленной на решение социально значимых проблем.

Кузеванова А. Л. Социальная ответственность современного российского бизнеса и общественная мнение: опыт социологического анализа// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов:[сылка более недоступна}