Каталог статей | ||||||||||||||||||
Юрченко И. В., Карпухно И.А. Проблемы и пути совершенствования налоговой политики Украины в связи с принятием Налогового кодекса УкраиныНи одна национальная экономика не может эффективно развиваться без четкой и прозрачной налоговой системы и взаимодействия налоговых отношений. Принятие Налогового кодекса 10 декабря 2010 года должно было сыграть важную роль в решении актуальной проблемы устранения сложностей, существующих в украинской практике налогообложения и способствовать формированию эффективной национальной налоговой системы [1].Налоговая политика является одной из стержневых основ экономической системы государства: путем получения налоговых платежей государство имеет возможность распределить финансовые ресурсы на разные участки экономического и социального развития. Поэтому основной задачей правительства является разработка и внедрение налоговой политики, способствующей экономическому росту страны и повышению благосостояния народа. Формирование эффективной налоговой системы и политика ее реализации – важная экономическая проблема общегосударственного значения. Основными недостатками, свойственными налоговой системе Украины являются: большое налоговое бремя; налоговые льготы; сложность и непрозрачность налогового регулирования; высокие административные затраты при сборе налогов. Одной из основных проблем современной украинской налоговой системы является ее несоответствие основным научным принципам оптимальности налоговой системы. Нормативно-правовая база по вопросам налогообложения в Украине долгое время оставалась запутанной и непонятной. Налоговый кодекс должен был внести стабильность в бизнес, уверенность в том, что налоги не будут изменяться в ближайшем времени, а, также, что будет установлен мораторий на постоянные поправки. Но Налоговый кодекс содержит в себе достаточно большое количество противоречий, из-за которых сложно создать благоприятные условия реализации эффективных принципов налогообложения. Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью устранения недостатков, которые содержит Налоговый кодекс, так как именно этот документ регулирует отношения взыскания налогов и сборов, порядок их администрирования, «налоговые» права и обязанности как плательщиков, так и налоговиков, ответственность за нарушение налогового законодательства и т.п. Исследуемый вопрос привлекает внимание отечественных ученых: О.В.Балабенко, И.М. Бурденко, О.В. Кравченко, И.В. Барановской, В.А.Орловской, А.М. Соколовской и др. Налоговый кодекс Украины вступил в действие с января 2011 г. Совершенствование налоговой системы в соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины, должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства. Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в процессе установления, изменения и отмены налогов и сборов в Украине, определяет перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине и порядок их администрирования, права и обязанности налогоплательщиков, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс предлагает ряд положительных изменений налоговой системы, одним из которых является сокращение количества налогов и сборов, снижения налогового давления на экономику. Так, Налоговый кодекс Украины способствует формированию целостной и понятной системы налогообложения. Вместо понятий «налог», «платеж», «сбор» «плата», «взносы», Налоговый кодекс четко выделяет два режима обязательных платежей: налог и сбор. Существенно изменился состав местных налогов и сборов. Отменены коммунальный налог, налог c рекламы, рыночный сбор и сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли. Однако, появился новый налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Особое внимание в Налоговом кодексе привлекает налогообложение прибыли, а именно: предусмотрено снижение налога на прибыль до 16% к 2014г., что должно стать стимулом для инвестиционной деятельности Украины. Ставка налога на прибыль будет снижаться: ¾ в 2012 году (с 01.01.2012 по 31.12.2012) – 21%; ¾ в 2013 году (с 01.01.2013 по 31.12.2012) – 19%; ¾ в 2014 году (с 01.01.2014) – 16%. Снижение НДС с 20% до 16% также можно отнести к положительным чертам Кодекса, но, по мнению ученых-экономистов, такой подход является вредным для экономики, так как это может привести к росту цен и безработице. По мнению украинского экономиста О. Молдована, данный раздел достаточно сбалансирован с точки зрения создания стимулов для повышения деловой активности субъектов хозяйствования, с одной стороны, и формирования условий для эффективного фискального контроля за использованием схем минимизации налогообложения [2]. С другой стороны, основная задача, которая при этом должна быть решена государством, заключается в легализации получения прибыли крупными предприятиями. Поэтому эффективность от внедрения таких новаций будет выражаться в уменьшении объема теневой экономики, а значит, в усилении возможностей реализации государственных программ по развитию экономики Украины и решению социальных проблем. Многие специалисты обращают внимание на перспективность определенных положений Налогового кодекса в части повышения эффективности фискальной функции налога на прибыль [2, 3, 4, 5]. К таким положениям относятся: - снижение номинальной ставки налога на прибыль; - сближение бухгалтерского и налогового учета; - соответствие метода признания доходов и расходов факту получения определенного права собственности; - расширение базы налогообложения за счет запрета отнесения отдельных расходов к таким, которые учитываются при обложении налога на прибыль; - изменение правил определения амортизационных отчислений. В Налоговом кодексе вместо понятия «скоррегированный валовый доход» вводится понятие «валовые расходы». База налогообложения определяется путем уменьшения суммы доходов отчетного периода на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму других расходов. При этом выделяются доходы от операционной деятельности и другие доходы. Соответственно этому определяются и расходы. Следует также признать положительным предоставленную предприятиям возможность отнесения убытка отчетного года на расходы следующего периода. Проблемные вопросы, которые возникли с принятием Налогового кодекса и нуждаются в коррекции, можно представить в виде таблицы: Таблица 1 - Проблемные вопросы и предложения относительно их решения
Это очевидные ошибки преимущественно общей части Налогового кодекса. Однако их системность, количество и последствия свидетельствуют о необходимости его доработки. В результате исследования выявлены основные изменения в налогообложении и дана оценка взможного их влияния на предпринимательскую активность в связи со вступлением в действие Налогового кодекса Украины. Однако, открытыми остаются вопросы новаций в администрировании налогов и сборов, изменения прав и обязанностей как налогоплательщиков, так и органов государственной налоговой службы (в частности, изменения полномочий последних и оснований для проверок налогоплательщиков). Налоговый кодекс Украины содержит еще множество норм и положений, которые до конца не выяснены и не разъяснены. Наличие Налогового кодекса, каким бы он не был, и те новации, которые он принес, дало возможность сформировать такую систему налогообложения, которая может стать отправной точкой для построения по-настоящему научно-обоснованной налоговой системы Украины. На основании вышесказанного можно утверждать, что многие положения Налогового кодекса Украины направлены на ускорение темпов роста украинской экономики. Вместе с тем, необходимы некоторые поправки в нормативно-законодательном обеспечении реализации налоговых отношений, что позволит сформировать более прозрачный и понятный порядок налогообложения. Кроме того, остается потребность в более глубоком анализе практики налогообложения, которая уже начинает накапливать определенный опыт работы в новом законодательном поле. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Податковий кодекс України від 02.12.2010 року № 2755-VI. 2. Молдован О. Податок на прибуток: на що чекати бізнесу / Молдован О. – Економічна правда. – 08.12.2010. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна} 3. Фоміна К. Новації проекту Податкового кодексу / Фоміна К. – «Правовий тиждень» – щотижнева інформаційно-правова газета. – 2010. - №27(205). – С. 1–14. 4. Калінеску Т.В. Податкові механізми моральної економіки/ Калінеску Т.В. – Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. – Науковий журнал. – 2010. - № 3 (145). – С. 128–135. 5. Ковальчук М. Новації податкового кодексу України – основа гармонізації до європейських стандартів / Ковальчук М. – Юридичний журнал. – 2011. - №2. – С.1–12. | ||||||||||||||||||