Каталог статей

Чеснокова Н.В., Эткеева Т.А.

Формирование и развитие образовательных услуг в креативной экономике

Экономика и общество на современном этапе развития все в большей степени становится креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности.

В развитых странах креативность становится одним из основных источников экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

Основным полем экономической деятельности становится интеллектуальная собственность. И главный инструмент здесь – человеческий интеллект. Креативность, как одно из его свойств, помогает добиться наилучших результатов. Сегодня «идеи» составляют новую экономику, и создание их становится основным производством, а креативность – неотъемлемой частью жизни человека.

Основным фактором роста креативной экономики являются человеческий потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции. Обеспечивающими факторами являются эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент, дополнительным фактором является внешний спрос.

Признаками креативной экономики являются непрерывное инновационное развитие, большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большая доля наукоемкой продукции в ВВП; конкуренция на основе инвестиций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер;высокаянаукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности и межотраслевой характер.

Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечивающихконкурентоспособности страны на мировых рынках.

В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, культура, искусство, спорт, образование и т.д.

Современный этап развития экономики характеризуется высокой интеллектуализацией труда, что приводит к заметному росту образовательного и квалифицированного уровня населения и к увеличению затрат в производстве материальных и духовных благ. В связи этим проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах. Образовательная услуга представляет собой взаимодействие между производителем и потребителем в процессе оказания и приобретения этого специфического блага.

В настоящее время рынок образовательных услуг в основных своих проявлениях уже сформировался, что подтверждается функционированием в образовательном пространстве в современной России большого количества разнопрофильных учебных заведений, которые ежегодно разворачивают «ожесточенную борьбу» за абитуриентов.

Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.

Формирование современного рынка образовательных услуг началось в 90-х годах прошлого века. С переходом страны на рыночную экономику определились основные его сегменты: государственный и негосударственный. Но сейчас это деление не отражает в полной мере многообразия образовательного рынка, поэтому специалисты выделяют три основных современных сегмента:

«Белый» сегмент представлен платными отделениями государственных вузов, негосударственными платными школами и вузами, различными платными курсами (вождения, бухгалтерского учета, программирования, иностранных языков, повышения квалификации и т.п.)[4]

«Серый» сегмент представлен услугами государственных и негосударственных учебных заведений, а также частных лиц, которые не оформляют документы должным образом. Это может быть искажение статистических данных и налоговой отчетности или введение дополнительных сборов в денежной или натуральной форме («добровольных пожертвований»), без должного оформления. [4]

«Черный» сегмент представлен образовательными учреждениями, действующими без оформления необходимых лицензий, или распространяющими свою деятельность далеко за рамками, обусловленными лицензией, а также системой взяток и поборов при поступлении в вузы, при сдаче сессионных экзаменов и т.д., широко распространенной в секторе государственного высшего образования.[4]

Одной из основных проблем рынка образовательных услуг является профориентация абитуриентов. Профессиональная ориентация - это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и спецификой различных видов деятельности. [3]Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Специфичной чертой российского рынка образовательных услуг является его резкое отличие от европейского рынка. В 2003 году Россия взяла на себя обязательства к 2010 году ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), провести аккредитацию учебных заведений, а также ввести систему учета изучаемых дисциплин и зачетных единиц, принятую в Европе. Крупные российские ВУЗы негативно отнеслись к идее принятия Болонской системы, справедливо считая, что их выпускники найдут хорошую работукак в России, так и за рубежом. С другой стороны, для менее именитых учебных заведений, а особенно для их филиалов в регионах, Болонская система скорее выгодна. Ее действие подобно фильтру; отсеются «слабые» и поднимается уровень предлагаемых образовательных услуг.

По мнению экспертов всероссийского фонда образования, Болонский процесс – это не что иное как, как скрытый переход к платному образованию, потому как магистратура будет весьма дорогим удовольствием. У студента будет выбор: оставаться бакалавром и не суметь реализовать себя на рынке труда, или платить большие средства за вторую ступень европейской системы образования, которая по разным оценкам стоит в Европе от 3 до 6 тысяч евро.

ВУЗы и другие образовательные учреждения позже остальных российских структур нашли свое место в системе рыночных отношений. Этим и объясняется большой объем «черного» и «серого» сегмента рынка. Образовательные учреждения нуждаются в грамотно организованном менеджменте и новых маркетинговых решениях с учетом специфики данного рынка. Специфика же заключается в сильной зависимости от государства. До 1998 года бюджет системы образования формировался и исполнялся постатейно. То есть бюджетные ассигнования отрасли определялись разветвленностью сети, штатами, уровнем материально-технического оснащения и только косвенно зависели от числа учащихся. Сейчас бюджет формируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника. Это значит, что никакое изменение и перестраивание системы образования не может изменить ассигнования. Лишь изменение числа учащихся влечет за собой изменение бюджетного финансирования. В идеале это должно привести к здоровой конкурентной борьбе между образовательными учреждениями: выигрывает в конечном итоге то, где выше качество предлагаемых услуг. Таким образом, государство стимулирует конкурентную борьбу между образовательными учреждениями, что должно способствовать качественному росту предлагаемых услуг.

Негосударственным учебным заведениям сейчас приходится преодолевать множество трудностей. Это и высокая арендная плата за помещения, и жесткая налоговая политика государства. Помимо этого, негосударственные образовательные учреждения вынуждены вкладывать огромные средства в «раскрутку», т.к. торговая марка государственных образовательных учреждений давно оплачена государством. К этому остается добавить расплывчатую нормативную базу в сфере негосударственного образования, трудности в регистрации и получении лицензии, прохождения аккредитации и аттестации. Таким образом, условия, созданные государством для частных образовательных структур, отрицательно влияют на рост конкурентоспособности в пределах исследуемого рынка.

Сфера образования,в целом, представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности в целом.Возрождение стремления человека к собственному развитию способствует креативное образование.

Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, и закреплении в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенных условиях образования.

Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание собственной индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития. Оно характеризуется такими признаками, как системологическое построение образовательного процесса, ориентированность образовательных технологий на развитие творческого потенциала, разнообразие методов обучения, сбалансированность теоретических знаний и практических навыков, проблемность и непрерывное развитие знаний, мотивация креативности.

Креативное образование призвано формировать способность самостоятельно находить нестандартные решения, добиваться на практике осуществления найденных решений и нести за их последствия персональную ответственность как перед самим собой, так и перед другими людьми, перед всем человечеством в целом. Такая способность воспитывается за счет того, что креативное образование строится как система практических учебно-исследовательских проблемных ситуаций, самостоятельно решая которые учащиеся неизбежно становятся генераторами новых знаний, новых способов деятельности, новых собственных способностей (новых индивидуальных и социальных норм деятельности), самого себя нового.

За счет таких изменений образовательного процесса резко повышается мотивация к учению, качество и эффективность образования, которые базируются на постоянно растущем интересе учащихся к самому процессу креативной деятельности. В результате креативного образования, у учащихся воспитывается фундаментальная человеческая способность, недоступная адаптивному образованию, - способность находить нестандартные решения в нестандартных ситуациях и эффективно осуществлять их на практике.

Литература:

1. Проблема развития инновационно-креативной экономики/ сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г. / Под общей редакцией проф. Мельникова О.Н. – М.: Креативная экономика – 2010 – 384 с.: ил.

2. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003 г. 428 с.

3. Вестник БИСТ №4(8). Уфа.: Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий), декабрь 2010. 250 с.

4. Тузова А.А. Маркетинг в сфере образовательных услуг. Учебное пособие. – http:/www.e-college.ru