главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Камысовская С.В., к.э.н. Захарова Т.В. Ставропольский государственный университет, Россия Показатели результативности организации труда и достойного труда – составляющие социального бухгалтерского учетаГлобализация мировой экономики, трансформация международных подходов и принципов ведения бизнеса и его ответственности перед обществом на российскую экономику ставит качественно новые задачи перед предприятиями коммерческого сектора по подготовке не только внешней отчетности в традиционном ее понимании (финансовой, бухгалтерской, налоговой, статистической), но и составлении отчета в области устойчивого развития – корпоративной социальной отчетности. Социально-ориентированный отчет характеризует результаты и перспективы деятельности организации в контексте устойчивого развития, а также способность организации определять ожидания заинтересованных сторон (партнеров по бизнесу, социум, государство и т.д.), реагировать на них, формировать основу для их удовлетворения. В связи с переходом открытых компаний на подготовку отчетности по МСФО, перед ними встает необходимость использовать международные стандарты в области устойчивого развития. Самыми распространенными и общепризнанными из этих стандартов являются: 1. Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) 2. Стандарты серии AA1000 «Ответственность 1000», 3. Международный стандарт ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности». Основные этапы внедрения отчета об устойчивом развитии организации реализуются через специальные механизмы управления социальной ответственностью и соответствующей системой и процедурой сбора, документирования, передачи, анализа, отбора и консолидации данных, подлежащих включению в отчет. На рисунке 1 пошагово представлены этапы внедрения отчета об устойчивом развитии.
Рисунок 1- Этапы внедрения отчета Ключевым этапом реализации концепции устойчивого развития выступает социальная отчетность, базирующаяся на социальном учете, выступающим на сегодня как расширение границ традиционного бухгалтерского учета. Социальный бухгалтерский учет может быть реализован по одному из двух направлений (рис. 2).
Рисунок 2- Направления реализации социального бухгалтерского учета На сегодняшний момент мы имеем в практике российских предприятий приравнивание социального учета к экологическому, что не отражает весь спектр деятельности социально-ответственной компании. Проводя классификацию социального учета, можно говорить о том, что его нельзя рассматривать лишь как учет каких-то определенных социальных показателей. На рисунке 3 представлена расширенная классификация элементов социального бухгалтерского учета.
Рисунок 3- Составляющие социального бухгалтерского учета Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальный учет и отчетность носят макроэкономическую направленность, т.е он может быть реализован в рамках отдельных предприятий (как и финансовый учет и отчетность), а его данные государственными, другими заинтересованными органами, общественными, экологическими и иными организациями и объединениями (стейкхолдерами) могут использоваться в целях получения, например, такой информации, как объем производства продукции во всех областях сферы материального производства и ее себестоимость, загрязнение окружающей среды, количество основных фондов природоохранной деятельности, динамика производительности труда и заработной платы, взаимоотношения сотрудников и руководства, здоровье и безопасность на рабочем месте, обучение и образование, подходы к организации труда и достойный труд, права человека, ответственность за продукцию и т.п. В масштабах страны в статистике (как в России, так и на Западе) используется система национальных счетов (СНС), которая основана на формировании, обобщении и систематизации показателей обследований, а также статистической отчетности предприятий и объединений. Согласно полученной первичной информации составляется комплекс сводных (обобщающих) показателей, характеризующих состояние и динамику экономики на макроуровне. Уточним, что согласно международным стандартам КСО, социальные программы пролонгированы на длительный срок, и результаты деятельности могут быть получены через несколько лет. Отсюда следует, что социальный учет может использовать промежуточные сведения оперативного учета, но группировка и обработка результатов должны осуществляться самостоятельно. Отчетность находит способы представления результатов деятельности в связи с более широкими понятиями устойчивости, в частности, рассмотрение результатов деятельности организации в контексте требований и ограничений, связанных с использованием природных и социальных ресурсов на отраслевом, местном, региональном и глобальном уровнях. Она считается уместной и в отношении социально-экономической области, например в связи с национальными и глобальными социально-экономическими целями и целями устойчивого развития. Так, социальная составляющая устойчивого развития относится к воздействию организации на социальные системы, в рамках которых она функционирует. Показатели социальной результативности GRI отражают ключевые аспекты результативности, связанные с подходами к организации труда, правами человека, обществом и ответственностью за продукцию. Социальная отчетность опирается на принципы, рекомендованные руководством по отчетности в области устойчивого развития (GRI). Применительно к российской социальной и экономической практике, в целях унификации терминологического аппарата, считаем возможным предложить их следующее толкование (табл. 1 ). В соответствии с частью 2 «Стандартные элементы отчетности» GRI социальная составляющая отчетности включает в себя следующие элементы: - Подходы к организации труда и достойный труд; - Права человека; - Общество; - Ответственность за продукцию. Таблица 1 Принципы социальной отчетности
Продолжение таблицы 1
Конкретные «Аспекты результативности», относящиеся к категории «Подходов к организации труда», основаны на международно-признанных универсальных стандартах, включая: - Всеобщую декларацию прав человека ООН и Протоколы к ней; - Конвенцию ООН: Международная конвенция о гражданских и политических правах; - Конвенцию ООН: Международная конвенция об экономических, социальных и культурных правах. - Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, 1998 г. (в частности, восемь основных Конвенций МОТ), и - Венскую декларацию и программу действий. Показатели результативности подходов к организации труда также основаны на двух инструментах, непосредственно относящихся к социальной ответственности корпораций: - Трехсторонняя декларация принципов (касающаяся многонациональных корпораций и социальной политики МОТ); - Руководящие принципы для многонациональных корпораций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Такими показателями выступают: - Занятость; - Взаимоотношения сотрудников и руководства; - Здоровье и безопасность на рабочем месте; - Обучение и образование; - Разнообразие и равные возможности. Согласно GRI основными показателями результативности подходов к организации труда и достойного труда будут выступать (табл.2): Таблица 2 Показатели результативности труда по GRI
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Политика и цели организации в области социальной ответственности должна, по нашему мнению, выглядеть следующим образом (табл.3): Таблица 3
Продолжение таблицы 3
Корпоративная социальная отчетность является не финансовой отчетностью предприятия, но все виды деятельности сопряжены с затратами и выгодами, которые находят отражение в информационной среде бухгалтерского учета. Проецирование социального учета и отчетности в практическую плоскость для предприятия предполагает наличие у него адаптированного инструментария, позволяющего учитывать доходы и расходы, связанные с осуществлением социально-ориентированной и социально-ответственной хозяйственной деятельности. Таким инструментарием является рабочий план счетов, предназначенный для сбора и отражения информации, необходимой для составления корпоративной социальной отчетности. Степень детализации рабочего плана счетов зависит от потребностей руководства в той или иной информации. Первостепенная задача, стоящая перед бухгалтерской службой предприятия, составляющего социальную отчетность, заключается в разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета, предназначенного для отражения всех аспектов социальной деятельности предприятия. Он строится в нескольких уровнях, которые позволяют ранжировать суммы, отнесенные на них в соответствии с правилами Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета и требованиями международных стандартов корпоративной социальной отчетности (AA1000 и GRI). Последний аналитический уровень может быть начальным для социального учета в рамках управленческого учета. Анализ опыта наработок ряда ведущих российских корпораций в сфере формирования корпоративной социальной отчетности позволяет выделить наиболее общие направления реализации социальной ответственности бизнеса и положить их в основу систематизации плана счетов КСО. В качестве примера разработки такого рабочего плана счетов рассмотрим один блок внутренней социальной ответственности - показатели результативности организации труда и достойного труда. Касаясь первой составляющей – охраны труда и промышленной безопасности мы рекомендуем: 1. В целях повышения эффективности производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности, формирования у работников культуры безопасности, необходимо проводить аттестацию рабочих мест, учения, обучение и оценку знаний в области промбезопасности и охраны труда. Для этого необходимо использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет первый «ОТиПБ», аналитический счет первого порядка 2611«Обучение, подготовка и повышение квалификации работников в области ОТиПБ» и 2612 «Проведение учений по ОТиПБ». 2. Для совершенствования управления промышленной и пожарной безопасностью и охраной труда, а также для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на счете 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет первый «ОТиПБ» открыть аналитический счет первого порядка 2613 «Обеспечение работников санитарно-бытовыми условиями». 3. Для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и надлежащими санитарно-бытовыми и лечебно-профилактическими условиями к счету 10 «Материалы» субсчет десятый «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» использовать аналитический счет первого порядка: 10101 «Современные сертифицированные средства индивидуальной защиты на складе», а также к субсчету одиннадцать «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» аналитический счет первого порядка «Современные сертифицированные средства индивидуальной защиты в эксплуатации». 4. В целях организации охраны здоровья работников в соответствии с государственными и корпоративными стандартами для снижения риска воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также для выполнения мероприятий по профилактике профзаболеваний, предусмотренных российским законодательством и рекомендуемых лечебно-профилактическими учреждениями (обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры состояния здоровья, а также медицинские освидетельствования работников, для выявления профессиональных заболеваний на ранних стадиях) на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» открыть субсчет первый «Обеспечение работников лечебно-профилактическими услугами» и субсчет второй «Расходы на содержание здравпункта». При наличии подозрения на профзаболевание необходима реабилитация и перевод на другие работы, не связанные с воздействием вредных производственных факторов. Расходы на реабилитацию предлагаем учитывать на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» открыть субсчет третий «Расходы по реабилитации профзаболеваний». 5. Для организации обучения вторым профессиям и переобучения работников, связанным с невозможностью исполнения своих должностных обязанностей вследствие профзаболевания, использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет второй «Переподготовка и получение второй специальности». 6. В целях постоянного улучшения состояния промбезопасности и охраны труда и для обеспечения контроля за выполнением обязательств необходимо строительство новых и реконструкция старых технологических объектов. Поэтому мы рекомендуем на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет третий «Строительство объектов основных средств» открыть аналитический счет первого порядка 0831 «Строительство новых и реконструкция старых технологических объектов». 7. Для оборудования производств современными автоматизированными системами управления и средствами противоаварийной защиты рекомендуем на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет третий «Строительство объектов основных средств» открыть аналитические счета первого порядка 0832 «Оборудование производств современными автоматизированными системами управления» и 0833 «Оборудование производств средствами противоаварийной защиты». 8. Для поддержания уровня условий труда работников в соответствии с законодательством РФ и корпоративными стандартами необходимо обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Эти средства мы рекомендуем учитывать на счете 10 «Материалы» субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» аналитический счет первого порядка «Современные сертифицированные средства индивидуальной защиты в эксплуатации». Следующей составляющей является управление персоналом. 1. Первостепенное значение отводится подготовке менеджеров нового типа, реализуемая через сохранение и наращивание кадрового потенциала компании. Для учета долгосрочного стимулирования и профессионального развития ключевых менеджеров и высококвалифицированных работников мы рекомендуем к счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет первый «Расчеты по предоставленным займам» открыть аналитические счета первого порядка 7311 «Расчеты по долгосрочным займам топ-менеджерам м высококвалифицированным специалистам». 2. Для развития кадрового резерва необходимо осуществлять подготовку студентов за счет средств компании по целевым программам, а также формировать культуру отношения руководителей среднего уровня управления к персоналу как к стратегическому ресурсу. В этой связи мы рекомендуем использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет пятый «Обучение персонала» и субсчет шестой «Развитие кадрового потенциала» как счета расчетов за обучение работников организации и счета по наращиванию кадров (подготовка студентов), т.е. формирование кадрового резерва. Кроме того, мы рекомендуем использовать счета первого порядка для работников и управленческих кадров, т.е. 7651 «Обучение работников», 7652 «Обучение управленческих кадров». 3. В целях обеспечения высокого качества профессиональной подготовки работников организации необходимо вести работу по развитию внутрикорпоративной системы центров профессиональной подготовки и повышения квалификации. В этой связи мы рекомендуем использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет 3 «Повышение квалификации управленческих кадров в ЦПП и ПК». 4. Социальные льготы для отдыха и оздоровления сотрудников и членов их семей, организацию спортивно-оздоровительных мероприятий в учете рекомендуем отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет шестой «Фонд потребления», аналитический счет первого порядка «Отдых и оздоровление» аналитические счета второго порядка 76611 «Отдых сотрудников и членной их семей», 76612 «Оздоровление сотрудников и членов их семей», 76613 «Спортивно-оздоровительные мероприятия». 5. Для оказания помощи сотрудникам в приобретении собственного жилья рекомендуем использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет шестой «Фонд потребления», аналитический счет первого порядка «Помощь сотрудникам в приобретении жилья», аналитические счета второго порядка 7662 «Оказание сотрудникам помощи в приобретении собственного жилья». 6. Для социальной поддержки женщин и семей с детьми, молодых специалистов и дополнительного пенсионного обеспечения бывших работников Компании, достигших пенсионного возраста, а также оказания этой категории материальной помощи, рекомендуем на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыть субсчет седьмой «Фонд социальной сферы» и использовать аналитические счета первого порядка 7671 «Социальная поддержка женщин», 7672 «Социальная поддержка семей с детьми», 7673 «Социальная поддержка молодых специалистов» и 7674 «Корпоративные социальные пенсии», 7675 «Материальная помощь ветеранам организации» 7. Для поддержки работников, вышедших на пенсию, может быть предложена долевая пенсионная программа в виде системы софинансирования пенсии в сумме не более 12 000 руб.* в год на каждого работника. Рекомендуем уплату страховых взносов отражать на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет второй «Расчеты по пенсионному обеспечению» аналитический счет первого порядка «Софинансирование накопительной части пенсии». * Выступая третьей стороной, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов (с 2010 года) в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 руб. в год на одного работника. Также сумма взноса работодателя включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Следующей составляющей КСО выступает система обучения и развития персонала. 1. Для ее реализации внедряется методика дистанционного обучения и программы повышения квалификации работников организации. Мы рекомендуем использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет четвертый «Переподготовка работников» аналитические счета первого порядка 2641 «Дистанционное обучение работников организации» и 2642 «Повышение квалификации работников организации». 2. Относительно практики и стажировки студентов и преподавателей на площадке организации рекомендуем использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет восьмой «Фонд внешних социальных инвестиций» аналитические счета первого порядка 7681 «Гранты», 7682 «Именные стипендии», 7683 «Индивидуальные поощрения», 7684 «Стажировки». Последней составляющей выступает взаимодействие с обществом, реализуемое через спонсорство и благотворительность. Ее мы рекомендуем реализовать через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет девятый «Благотворительный фонд» аналитические счета первого порядка 7691 «Помощь детским домам», 7692 «Помощь домам престарелых» и т.д. Кроме того, для содержания здравпункта и оплаты труда его работников на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ввести статьи оплаты труда сотрудников лечебно-профилактических учреждений и здравпункта. Представленный фрагмент плана счетов социального учета может быть рассмотрен как многоуровневая аналитическая обработка учетной информации, обеспечивающая ежеквартальное составление промежуточного отчета о затратах предприятия на социальную деятельность и облегчающая в российских условиях выполнение обязательного требования международного стандарта GRI об аудиторском независимом подтверждении достоверности корпоративной социальной отчетности. Социальная отчетность, подготовленная с учетом рекомендаций международных стандартов в области нефинансовой отчетности, не только призвана продемонстрировать обществу и инвесторам качество управления нефинансовыми рисками и уровень социальной ответственности Компании, но и является реальным инструментом корпоративного управления. Сегодня ни одно ключевое решение не принимается без учета интересов таких важных для устойчивого развития бизнеса стейкхолдеров, как государство, клиенты, инвесторы, персонал. Социальный отчет становится важным инструментом эффективных коммуникаций: заинтересованные стороны получают еще один источник важной информации о Компании, а сама Компания сможет лучше понять интересы и требования стейкхолдеров. Следуя общемировой практике по построению социально ответственного бизнеса, компании целенаправленно реализуют широкий комплекс мероприятий социального характера, направленных на расширение сотрудничества и повышение эффективности взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. Литература 1. Налоговый кодекс 2. Стандарт торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Утверждено и введено в действие с 1 марта 2006 г. Постановлением Правления ТПП РФ 22 декабря 2005 г. № 135-11 3. Социальная хартия российского бизнеса. Редакция 2007 г. 4. Международные стандарты социальной отчетности GRI, AA1000. URL: [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||