Каталог статей

Шарипова Нигара, Газанзаде Рахиб

Социальная ответственность бизнеса и его справедливость

Степень свободы, предоставляемой субъектом бизнес-деятельности в условиях социально-экономических реформ, осуществляемых в нашей стране, дает им возможность, с одной стороны, осуществить реализацию своего потенциала, а с другой – актуализирует проблему определения и изменения ценностных принципов своей профессиональной деятельности в свете изменяющихся экономических, социальных, политических и культурных условий.

Мы определяем социальную ответственность бизнеса как принцип бизнес-деятельности, выражающий отношение зависимости бизнеса от общества, воспринимаемого им в качестве одного из определяющих оснований для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно касающихся общественных интересов.

Принцип социальной ответственности действует на всех уровнях реализации ценностных принципов бизнес-деятельности. На макроуровне он становится одним из конститутивных для бизнеса как социального института, чья деятельность должна преследовать не только экономические, но и социально значимые цели. При рассмотрении мезоуровня речь идет об ответственности перед обществом коммерческих организаций как корпоративных деятелей, нормы организационной культуры которых предусматривают соблюдение этических принципов социально ответственного поведения в отношении социальных общностей и отдельных индивидов. Микроуровень реализации социальной ответственности бизнеса связан с действиями конкретных индивидов, занимающихся бизнес-деятельностью, осознающих степень своей ответственности, так или иначе касающиеся соблюдения общественных интересов. В этом случае социальную ответственность можно рассматривать как субъективную причинность, определяемую уровнем самоконтроля индивида, занимающегося бизнес-деятельностью. Социальная ответственность бизнеса на индивидуальном уровне –это такой уровень саморегуляции, на котором значимость нравственных ориентиров оставляет субъекту бизнес-деятельности свободу выбора, предполагающую ответственность перед самим собой и окружающими людьми; это одновременно и соблюдение индивидом норм, принятых в обществе.

Социализация целей бизнеса, вынужденного в современной ситуации трансформироваться в деятельность, несущую ответственность перед обществом, обусловлена рядом социально-экономических причин, к которым в первую очередь следует отнести процессы глобализации, влияющие на изменение основ деловой этики, приобретающий глобальный характер и создающей предпосылки для появления единых стандартов социальной активности бизнеса. Переход к постиндустриальному обществу, основанному на знании и информации, значительно повысил значение человеческого капитала в результате чего трансформируется отношение работника к своему труду и изменяется характер требований к работодателю ,касающихся соблюдение его прав в социальной сфере. Отметим, что причины возросшей социальной активности бизнесменов связаны с поведением современного потребителя, имеющего возможность с помощью различных средств информации получить сведения об отношении фирмы клиентам, сотрудникам, об ее участии в социально значимых проектах и т.д.

Со стороны общественности сформировался запрос на модель коммерческой организации, деятельность которой не только связана с уплатой налогов и соблюдением норм законодательства, но и с реализацией социальных программ, имеющих долгосрочный характер. Так, большинство населения согласно так же с тем, что в современных условиях усиление социальной ответственности бизнеса – более приоритетная задача, чем повышение экономической эффективности бизнеса, а сама это деятельность не являются сугубо добровольной – при необходимости государство имеет право привлекать бизнес к решению социальных проблем в добровольно – принудительном порядке. В понимании общественности главными сферами ориентированной деятельности бизнеса должны стать здравоохранение, культура, образование, наука, социальная работа с неимущими слоями населения ; каждый третий респондент отметил, что коммерческие структуры должны принимать участие в разрешении социальных проблем на уровне организации и региона, в искорени таких общественных недугов, как наркомания и алкоголизм.

Среди причин, побудивших западные фирмы обратить более пристальное внимание на взаимоотношения с обществом, выделяют:

• усилившееся давление со стороны государства, выдвинувшее более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства, охране окружающей среды в Великобритании и других странах Западной Европы. В США роль государства ниже, однако и здесь постепенно ужесточались нормы экологической безопасности, усложнялось трудовое право;

• возросшую взаимосвязь между общественным мнением и уровнем продаж. Отношение к брэнду стало определяться не только его качеством, рекламой, но и общим имиджем компании, в том числе ее поведением в отношении партнеров, работников, окружающей среды, общества. Примером стало катастрофическое падение продаж из-за плохой репутации фирмы «Нестле», пострадавшей в конце 80-х гг. из-за непродуманной политики продвижения молочных смесей в развивающихся странах. Негативное общественное мнение привело к бойкоту товаров компании в Европе и к финансовым потерям.

• зависимость капитализации и репутации от социальной направленности фирмы. Нематериальные активы многих зарубежных компаний многократно превышают материальные. Так, для компании IBM это соотношение 69:17, для компании Соса-Cola – 96:4. Значительную часть нематериальных активов составляет стоимость самого брэнда, во многом определяемая репутацией на основе социально-ответственного поведения компании. В ходе исследований Walker Information, была обнаружена прямая связь между социальной ценностью компании розничной торговли (общим эффектом ее позитивного влияния на общество), ее репутацией и преданностью потребителей брэнду. Увеличение социальной ценности компании на один пункт улучшает репутацию на 0,55 пункта, тогда как аналогичное увеличение экономической ценности поднимает репутацию лишь на 0,32 пункта. Так, социальные показатели по сравнению с экономическими сильнее воздействуют на репутацию фирмы. Для бизнесменов приоритетными являются проблемы организации новых рабочих мест, предоставления дополнительных социальных гарантий своим работникам, создания центров повышения классификации и переобучения работников, а также направления деятельности коммерческих компаний, связанные с оказанием финансовой поддержки социально незащищенным слоям населения, укреплением материально – технической базы социально – культурной инфраструктуры, оказанием помощи выдающимся представителем сферы культуры и науки.

Украинский бизнес не пытается вторгаться в сферу оказания широкого спектра конкурентных социальных услуг и способствовать развитию полноценной социальной инфраструктуры по таким, в частности, направлениям, как пенсионное обеспечение, добровольное медицинское и индивидуальное страхование, финансовые услуги населению (ипотека, потребительский кредит и т. д.), образование, жилищно-коммунальная сфера и другое, поскольку властный потенциал носителей данных интересов крайне слаб. Редко фирмы воспринимают социальные расходы не как одностороннюю «благотворительность», а как взаимовыгодное партнерство с обществом. Фирма, осуществив инвестиции в укрепление своей власти в действующем институционально-правовом поле, усилив свои позиции на рынке, осознает свой властный потенциал и не видит необходимости учитывать интересы представителей внешней среды, поскольку не ощущает надлежащего противодействия. Ответственность бизнеса перед обществом признает пока лишь незначительная часть фирм постсоветского пространства. Фирмы в трансформационной экономике существенно отстают в данном вопросе от развитых стран, что подтверждают результаты многих соцопросов. Для современного бизнеса типичной является противоречивая модель поведения, которую с одной стороны характеризует стремление ограничиться социальной активностью лишь в среде собственного предприятия, а с другой – понимание необходимости реализации социальных инициатив. У бизнесменов нет сформированного преставления о том, что социально ориентированное поведение коммерческой организации является мощным фактором ее успешного развития. Современный уровень социальной активности отечественных бизнесменов оценивается обществом невысоко, и значительная часть соотечественников усматривает социальной активности частных компаний исключительно корыстные мотивы. Однако со стороны общественности формировался запрос на модель коммерческой организации, деятельность которой была бы связана с активностью, направленной на решение социально значимых проблем.

Литература

1. Кузеванова А. Л. Социальная ответственность современного российского бизнеса и общественная мнение: опыт социологического анализа// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов:[сылка более недоступна}

2. Колосова Л. Корпоративное управление в условиях информационной экономики: проблемы и перспективы // [Електронний ресурс]. – Режим доступу: [сылка более недоступна}

3. Морозова И. С. Корпоративная социальная ответственность в информационном обществе // Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение" – 2011.– №6

4. Тавер Е.И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2010– №5.