Каталог статей

Захаров П.Н., Кузьмина Л.В.

Особенности использования экономического потенциала пенитенциарной системы Российской Федерации

В настоящее время сложилась тенденция в развитии угодовно-исполнительной политики Российской Федерации, которая характеризуется гуманизацией процесса исполнения наказаний и обеспечением возможности участия всех институтов, характерных для современного гражданского общества, в ресоциализации осужденных и дальнейшей социальной адаптации. В рамках данного процесса наиболее актуально стоит задача достижения экономически эффективного функционирования, как существующих, так и вновь создаваемых производств на базе исправительных учреждений.

Грамотная организация оплачиваемого труда в исправительных учреждениях, обеспечивает возможность отбывающим наказание не только обеспечить себя, но и помочь своим семьям, в дополнение появляется возможность возместить материальный ущерб нанесенный преступлениями. А так же эффективный труд осужденных позволит добиться оптимального сочетания задач (рис. 1), которые, в конечном счете, обеспечат основную цель – возможность осужденного, после отбывания наказания, вернуться в социум.

 Пенитенциарная система – это институт в рамках государственной структуры, в ведении которого находится исполнение наказаний в части уголовных преступлений, наложенных в соответствии с законодательством. Пенитенциарная система в Российской Федерации представлена Федеральной службой исполнения наказания (ФСИН России).

Рис. 1. Задачи применения труда осужденных

ФСИН России в рамках социальной и трудовой адаптации лиц содержащихся в местах лишения свободы осуществляет следующие полномочия [1]:

- по организации в определенных случаях общего, а зачастую начального профессионального и особенно профессионального образования, при этом могут использоваться формы заочного и дистанционного обучения осужденных на базе образовательных учреждений, ведущих свою деятельность, как в рамках среднего, так и высшего профессионального образования;

- по выполнению размещенных заказов, на базе собственных производственных площадей учреждений обеспечивающих исполнение наказания, на поставки товаров, как для государственных, так и коммерческих нужд;

- по обеспечению организации и проведения с лицами, отбывающими наказание воспитательной работы, в рамках их исправления;

- по взаимодействию органов ФСИН России распределенных по территориальному признаку с органами власти в рамках субъектов РФ, правоохранительными органами, общественными и зачастую религиозными объединениями и территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти.

Сектор промышленного производства, территориально расположенный на базе исправительного учреждения – рядовое производство и его работники вынуждены решать проблемы аналогичные тем, которые стоят перед предприятиями, работающими в любой другой отрасли экономики. К ним можно отнести, например: обеспечение необходимыми материалами и технологиями, сбыт готовой продукции, организацию производственного процесса, финансирование, обеспечение обновления фондов и т. д.

В то же время экономическая деятельность характерная для исправительных учреждений, при сравнении со «свободным» производством, обладает своими индивидуальными особенностями, которые оказывают значительное влияние на хозяйственную деятельность учреждений пенитенциарной системы, в частности такими как  предприятия уголовно-исполнительной системы не могут организовать свою деятельность только на получение коммерческой прибыли, они не подлежат приватизации, лишены возможности регулировать трудовые ресурсы.

В литературных источниках неоднократно поднимались вопросы, связанные с данными особенностями и их оптимизацией для коммерчески успешных проектов, но в тоже время конкретного и одновременно завершенного решения так и не было получено.

Так, например, в своей работе [2] И.Г. Константинов предлагает отнести к факторам, которые снижают производственные возможности учреждений исполняющих наказание, следующий набор:

- ограничения, обусловленные существующим порядком распределения осужденных по территориям и видам учреждений исполняющих наказание;

- ограничения, которые связаны с лимитами наполнения учреждений;

- ограничения, накладываемые на выбор видов производств, вследствие требований режима;

- ограничения, связанные с необходимостью обеспечения в местах исполнения наказания видов производств, которые бы наилучшим образом отвечали задачам исправления и перевоспитания осужденных;

- ограничения возникающие, ввиду психофизических особенностей осужденных привлекаемых к трудовой деятельности.

Наиболее широким и что важно детализированным стало исследование
Г.Ш. Рамазанова [3].  Он выделяет следующий набор внешних факторов, которые отражают особенности функционирования учреждения: место расположения исправительного учреждения; развитость инфраструктуры обеспечивающей социально-экономическое развитие; климатические условия;  наличие или возможно отсутствие сформированных и активно действующих общественных институтов или научных центров, позволяющих решать задачи оказания необходимой помощи при организации процесса исполнения наказания или стадии исправления осужденных, трудовом или иногда бытовом обеспечении освобождающихся лиц, или в иной форме социальной реабилитации.  В качестве внутренних факторов обозначены: организационно-управленческая структура системы в целом и в отдельности каждого исправительного учреждения; режимы по которым происходит отбывание наказания; процесс воздействия исправительно-трудовых механизмов; существующие материальные и производственные предпосылки экономического развития учреждений; человеческие ресурсы, обеспечивающие мероприятия по исполнению наказания и перевоспитанию.

В процессе детализации выделены такие факторы, как: характеристика непосредственно учреждения (тип планировки застройки, состояние производственной базы, нахождение учреждения относительно населенных пунктов, соблюдение лимита заключенных для данного учреждения, на каком уровне состоит укомплектованность кадрами, их квалификация, состояние дисциплины – в немалой степени именно служебной, и т.д.), состав осужденных, характеристика объекта подвергающегося управлению.

С учетом выше рассмотренных подходов, прошедшего финансового кризиса в 2008-2009 годах, установившейся на данный момент экономической нестабильности, а так же Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [4], Е.В. Емельяновой [5] было сформулировано другое систематизирование, отражающее современные особенности присущие экономической деятельности исправительных учреждений. Согласно этой концепции формируются три области, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Уровни систематизации экономических процессов протекающих в рамках исправительных учреждений

Для понимания сути предложений описанных Е.В. Емельяновой необходимо рассмотреть уровни систематизации экономических процессов протекающих в рамках исправительных учреждений (рис. 2) подробнее.

Во-первых, нормативно-правовой уровень определяется тем, что производственные процессы, протекающие в исправительных учреждениях, находятся в условиях четкой регламентации экономической деятельности, со стороны законодательства и действующих ведомственных нормативных актов. Потребность в нормативно-правовом регулировании связана с тем, что организация экономической деятельности исправительных учреждений протекает в условиях исполнения данными учреждениями уголовных наказаний, принимающих такой вид, как лишение свободы, что в свою очередь означает наличие особой актуальности регулирования нормами права области общественных отношений. 

Во-вторых, уровень, характеризующий социально-демографическое состояние лиц содержащихся под стражей в исправительных учреждениях необходимо обосновать следующими причинами. В рамках производства на территории исправительных учреждений используется труд лиц, в отношении которых применена мера наказания, за совершенное преступление, в виде лишения свободы. Что означает повышенную концентрацию активных, в криминальной области, субъектов, данное ограничение обязательно учитывается при реализации действий по организации производства.

Проектирование географического расположения данных учреждений зачастую учитывает именно функциональное назначение по обеспечению содержания лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы, соответственно они удалены от крупных коммуникаций, а не редко и от достаточно крупных населенных пунктов. Персонал, обеспечивающий функционирование производственного сектора исправительных учреждений состоит в основном из  аттестованных сотрудников ФСИН России, что подразумевает регламентацию их действий не столько производственными инструкциями и предписаниями, сколько Положением о службе в органах внутренних дел РФ и в немалой степени требованиями, предъявляемыми со стороны уголовно-исполнительного законодательства.

В-третьих, уровень производственно-экономический, необходимо характеризовать жесткими условиями управления производством в рамках исправительных учреждений, особенно это касается структуры и иерархии, обусловленными выше описанными уровнями, влекущими за собой целый ряд ограничений в области права и экономики, а именно: ограниченный выбор возможных к реализации видов труда и особенно производства, в возможности определения ассортимента продукции выпускаемой исправительным учреждением, в выборе эффективных субъектов сотрудничества в рамках производства. В дополнение в настоящее время, несмотря на усилия служб отвечающих за взаимодействие со СМИ, наблюдается снижения спроса на продукцию, которую изготовили осужденные. Не всегда производственные мощности в рамках исправительных учреждений оказываются конкурентоспособными по сравнению с предприятиями, использующими труд свободных граждан.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются и внедряются новые принципы привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания – создание небольших рабочих камер – мастерских, в том числе внедрение индивидуальных форм занятости.

Прибыль от реализации продукции, произведенной силами исправительных учреждений, зачастую используется для компенсации дефицита финансирования поступающего из бюджета, вместо того, что бы служить фактором улучшений условий в которых трудятся заключенные или развития производственных мощностей.

Выделенные в статье особенности экономической деятельности исправительных учреждений входящих в систему ФСИН России, характеризуют факторы, приводящие к уменьшению возможностей в направлении создания и функционирования такой трудовой занятости осужденных, которая к настоящему времени приобрела явно выделяемую социальную направленность, ориентированную на последующую активную адаптацию человека в обществе, после освобождения.

Литература:

1. Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"

2. Константинов И. Г., Сафронов В. Н. Выбор видов производства для ИТУ. М., 1978. С. 7.

3. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел/ под общ. ред. В.Д. Малкова. – М.: Академия МВД СССР, 1987 – 169 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

5. Емельянова, Е. В. Организация труда осужденных в условиях реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы : монография / Владим. юрид. ин-т. – Владимир, 2008. – 192 с., ISBN 978-5-93035-214-6