Каталог статей

Шитов С.

Анализ проблем, связанных с налоговыми преступлениями в сфере малого предпринимательства в Республике Башкортостан и пути их решения

Малый бизнес представляет собой тот сектор экономики, развитие которого может оказать едва ли не решающее воздействие на будущее России. После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.

К сожалению, в настоящее время наблюдается значительный рост преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов в сфере малого бизнеса, ущерб от которых исчисляется многими миллионами рублей.

Борьба с преступлениями, связанными с незаконной предпринимательской деятельностью и неуплатой налогов в сфере малого бизнеса, охрана законных экономических прав и интересов граждан, составляющих главную ценность любого демократического государства, а также самого государства в целом - должны быть первостепенны.  Преступления, совершаемые в сфере малого бизнеса разнообразны, это: лжепредпринимательство, неуплата таможенных платежей, мошенничество, обман потребителей, незаконная предпринимательская деятельность, неуплата налогов и др.

Сегодня малый бизнес как сектор экономики Республики Башкортостан представлен 111 тысячами зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, в числе которых 15,8 тысячи малых предприятий, 5,2 тысячи фермерских хозяйств и 90 тысяч предпринимателей без образования юридического лица.

Преступления, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью и уклонением от уплаты налогов заслуживают серьезного внимания. Нередко высокие ставки налогов не дают возможности развития малому бизнесу. Недостаточная квалификация профессиональных работников в сфере правоохранительных органов, которые бы одинаково хорошо разбирались и в праве, и в экономике, приводит к тому, что расследование уголовных дел, по которым ведется расследование, зачастую происходит не на должном уровне. Молодым следователям не хватает методического материала, который бы четко и ясно давал им представление о технике и тактике расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Это тем более справедливо в отношении такой малоизученной сферы экономической деятельности, как малый бизнес. Поэтому разработка методологических проблем расследования преступлений в сфере малого бизнеса имеет не только теоретическое, но и непосредственно практическое значение.

Как показывает печальная статистика - количество уклоняющихся от уплаты налогов в Башкортостане, как и в целом по России неуклонно продолжает расти. Почти половина преступлений связана с уклонением от уплаты налога на прибыль и НДС, около 30% - налога на доходы физических лиц, около 10% - единого социального налога.

Чаще всего совершаются преступления в торговле – 23%, в промышленности – 19%, агропромышленном комплексе – 14%, строительстве – 11%.

. За первые 9 месяцев 2008 года в ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий управлением по налоговым преступлениям выявлено почти 600 экономических и налоговых преступлений, в бюджет возвращено около 1,5 миллиарда рублей.

По сути, все недостатки существующей налоговой системы можно свести к трем основным:

1. Она сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы "каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить". Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бух. учету и налогам.

2. Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

3. Нестабильность законодательства.

Направления совершенствования налоговой системы следующие:

-совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;

-объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

-ужесточить наказание за уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов с помощью увеличения размеров пени, штрафов и сроков лишения свободы;

-усовершенствовать нормативно-законодательную базу.