главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молдашбаева Л.П., к.э.н., старший преподаватель ЮКГУ им. М.Ауезова Эффективность управления логистическими затратами на предприятияхВ современных условиях управление затратами рассматривается как средство повышения конкурентоспособности предприятия. Необходимо эффективное управление издержками производства и результатами деятельности предприятий, которое представляет собой важную и сложную задачу. Для этого все более широкое применение находит концепция логистики, рассматривающаяся как эффективный мотивированный подход к управлению, а также как научный инструмент рационального управления потоковыми процессами, способствующий снижению издержек. Для любой организации возрастает острая необходимость ведения управленческого учета, чтобы бюджетировать, планировать, анализировать, контролировать и совершенствовать свою управленческую работу. Более того, формирование рыночной экономики обуславливает пересмотр многих концепций экономического развития исходя из международных стандартов для выхода на международный рынок. Важность формирования управленческого учета обусловлена интеграцией Казахстана в мировое рыночное сообщество и соответственно предъявлением новых требований к организации управленческого учета в целях получения необходимой информации для принятия руководством управленческих решений. Опыт развития рынка, в развитых странах, исходя, из требований международных стандартов свидетельствует, что при принятии управленческих решений менеджеры все больше опираются на знания не только управленческого учета, но и логистики, и на информацию представляющих бухгалтером по данным управленческого оперативного внутреннего учета. Вопросам же менеджмента логистических затрат уделено мало внимания, более того, проблема поиска направлений оптимального использования логистических издержек отражена в данных работах чрезвычайно конспективно. Многие работы перечисленных ученых посвящены поиску резервов снижения затрат предприятия в целом, без учета факторов их формирования на различных этапах процесса преобразования и перемещения элементов материального и сопутствующего ему потоков. Дискуссионными остаются вопросы механизма формирования затрат на логистическую деятельность, вопросы определения оптимальной величины логистических издержек. Нуждаются в проработке классификация и классификационные основания логистических издержек, методика по поиску и реализации резервов их лучшего использования. Основная цель логистики – обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных затратах, требуемого качества и количества. В результате воздействия на материальные потоки с помощью различных логистических процессов происходит перемещение от производителей к потребителям. Источником появления логистических затрат являются логистические функции, операции и процессы. В соответствии с традиционным подходом издержки учитываются по функциональным сферам, названным «центрами издержек». В качестве таковых в логистической системе промышленного предприятия можно выделить закупку, транспортировку, складирование, хранение, управление перевозками, погрузку-разгрузку и др. Логистические издержки могут быть как в сфере производства, так и в сфере обращения. В результате производственно-коммерческой деятельности предприятия возникают также и издержки взаимодействия. По нашему мнению, их следует разделить на логистические и трансакционные. В результате анализа определено место и значение логистических и трансакционных издержек в общей структуре затрат предприятия. В настоящее время разработаны многочисленные классификации логистических затрат по различным признакам. Независимо от классификации логистических затрат в итоговом балансе они участвуют в формировании расходов на деятельность предприятия и финансовых результатах его деятельности. Поэтому знание структуры, уровня и факторов, определяющих логистические затраты, представляется необходимым условием их сокращения. По нашему мнению, именно планирование и учет логистических затрат в соответствии с предложенной классификацией дают возможность оценить их абсолютную величину, решать задачи по обоснованности увеличения и уменьшения величины этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру. Учет логистических затрат должен быть интегрирован с процессом их нормирования, планирования и анализа в единую информационную систему, что позволит эффективно управлять данными затратами. Для решения данной задачи большое значение имеет эффективное управление логистическими затратами. Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка, доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом выполнения заказа, складываются из множества логистических издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно логистические издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в деталях все последствия принятых управленческих решений. В результате решения, принятые в одной функциональной области, могут привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней областях. В отличие от традиционного подхода к учету логистических издержек, логистика предусматривает введение пооперационного учета логистических издержек на всем пути движения МП. В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция логистических издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ прибыль и каким образом можно сократить логистических издержки на его выполнение. Учет логистических издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. Основное внимание должно уделяться сокращению логистических издержек, занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек. Как показывает практика, основными составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до 60%) и затраты на содержание запасов (до 35%). Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их чувствительности к изменению качества работы ЛС, что иллюстрируется рисунке 1.
Рисунок 1 - Зависимость логистических издержек от качества работы ЛС При повышении качества работы ЛС до определенного уровня логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально. Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к поставкам с 78 до 79%, логистические издержки на содержание страхового запаса придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого качества работы), то это потребует увеличения логистических издержек на 13%. Таким образом, специфика учета логистических издержек в логистике заключается: во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат); Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу ПР. Никакие правила или законы не требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах. Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам представлены в таблице 1. Таблица 1 - Сравнение логистической и финансовой отчетности
Решение задачи снижения логистических издержек предприятия, являясь ключевым фактором повышения эффективности деятельности предприятий, может быть осуществлено при условии реализации ряда необходимых мероприятий логистизации действующей хозяйственной структуры предприятия: 1. Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды логистических издержек, которые следует включать в схему анализа. 2. Определяются центры сосредоточения логистических издержек, т. е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные логистические издержки и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя. 3. Выявляются важные пункты сосредоточения логистических издержек в пределах каждого центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра логистических издержек. 4. Логистические издержки необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений. 5. Все логистические издержки рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс. 6. Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму логистических издержек, возникающую в пределах предприятия как юридического лица. 7. Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику логистических издержек. 8. Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям. Анализ сущности логистических затрат показал, что в настоящее время существуют следующие методологические подходы к их формированию. Во-первых, логистика и, соответственно, логистические затраты отождествляются с определенными сферами деятельности: логистика снабжения, логистика производства, логистика сбыта, транспортная логистика, логистика складирования и др. Логистические затраты трактуются как затраты на логистические активности, функции, процессы и операции. Во-вторых, логистика рассматривается как инструмент оптимального управления потоковыми процессами. Логистические затраты связаны с выполнением миссий, т.е. достижением определенных целей. Затраты планируются для достижения целей. Вначале определяется цель, которая должна быть достигнута логистической системой в рамках определенной ситуации. Затем планируются издержки на ее достижение с учетом выполнения отдельных операций, что позволяет производить дифференцированный анализ издержек и доходов по группам потребителей. Использованная литература: 1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с. 2. Алпысбаева А. Роль государственной поддержки в осуществлении предприятиями новых логистических услуг. // Материалы межд. науч.- практ.конф. «Повышение конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации: проблемы, приоритеты, пути решения». - Алматы: Институт экономики МОН РК, 2007. – 0,35 п.л. (в соавторстве). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||