Каталог статей

Косарлуков А. В.

Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства и бизнеса

Однако, несмотря на признание этой формы сотрудничества в зарубежных странах одним из важнейших инструментов повышения национальной (и региональной) конкурентоспособности, внедрение механизмов государственно-частного партнерства в российскую практику идет крайне медленно.

Партнерство государства и бизнеса как механизм - это принципы, правовые, организационные и экономические формы взаимодействия государства и бизнеса в целях инновационного развития. Оно позволяет объединить усилия сторон, сконцентрировать средства, минимизировать риски.

Варианты партнерства связаны с совместным участием в:

1. финансировании;

2. реализации прав собственности;

3. управлении.

По отношению к конкретному частному собственнику партнерство государства, как правило, носит временный характер, по отношению к сфере деятельности это может быть долговременный комплекс условий. Развивая формы партнерства, вводится системы признаков и групп классификации (рис. 1)

Рис. 1 Развитие форм партнерства государства и бизнеса [2, C.170]

.Параметры партнерства государства и бизнеса:

1. время (период действия),

2. затрагиваемая функциональная область,

3. финансовый масштаб,

4. региональный масштаб,

5. совокупность затрагиваемых предприятий (организаций),

6. сфера проявления эффекта,

7. состав участников партнерства.

Партнерство государства и бизнеса не означает совпадения целей партнеров. Государство и частный бизнес, объединяясь, ставят перед собой разные цели. Государство в лице органов власти несет ответственность перед обществом за повышение уровня жизни, улучшение экологических условий, безопасность населения и др. Частному предпринимательству свойственно стремление к росту своего бизнеса, извлечению прибыли, эффективности использования ресурсов, освоению инноваций.. Важно за счет объединения возможностей и желаний государства и частного бизнеса на конкретном участке достичь роста эффективности действий каждого из участников.

Оценивая ГЧП с учетом тенденций глобализации, можно выделить два его типа: подключение иностранного капитала на началах ГЧП к проектам внутри страны; господдержку национального капитала любой формы – государственной, смешанной, частной – во внешнеэкономической деятельности. ГЧП с участием иностранного капитала помогает стране интегрироваться в мировую экономику и получить необходимый опыт и передовые технологии. Такое ГЧП подразумевает использование методов экономической дипломатии для стимулирования роста национальной экономики: государства взаимодействуют с ТНК в глобальном контексте, что служит условием поддержания и повышения конкурентоспособности национальных экономик. Однако, в условиях глобального финансового кризиса, более распространена господдержка национального капитала во внешнеэкономической деятельности, что связано, прежде всего, с оттоком иностранного капитала с рынков зарубежных стран.

Итак, можно предложить следующую классификацию видов партнерства:

- партнерства договорного характера, к которым относятся:  выполнение работ или оказание услуг по государственному (муниципальному контракту в целях создания, ремонта, эксплуатации государственного) муниципального имущества; соглашения о разделе продукции; концессии и т.д.;

- партнерства институционального характера, к которым можно отнести: создание на базе государственного (муниципального имущества хозяйственного общества (совместного предприятия), в уставном капитале и в управлении деятельностью которого участвует государство) муниципалитет и частный инвестор; либо создание на базе государственного (муниципального имущества закрытого паевого инвестиционного фонда, активами которого в интересах государства) муниципалитета и других пайщиков управляет частная управляющая компания.

На темпы развития проектов ГЧП огромное влияние оказывает общая экономическая и политическая ситуация в стране. И существенным шагом навстречу развитию ГЧП является улучшение прозрачности взаимодействия и повышение уровня доверия  между органами власти и бизнеса, закрепление ГЧП в проектах стратегического развития страны и регионов и более тщательная проработка проектов с обеих сторон и с общественностью. Чтобы государственно-частное партнерство было устойчивым, финансово устойчивой должна быть и компания, привлекаемая к участию в ГЧП. Это означает, что, добровольно заключая партнерское соглашение с местными властями, менеджеры и инвесторы заинтересованы получить доход от своих управленческих навыков и сделанных инвестиций.

Таким образом, неполучение ожидаемой доходности является основной угрозой для частного бизнеса, и подобные риски и угрозы для бизнеса напрямую зависят от решений и действий публичных властей, от того, насколько они склонны к нарушению своих обязательств.

Литература:

1. Саванкова Н.Е. Партнерство государства и бизнеса в условиях глобального финансового кризиса  // Экономические науки. 2009. № 50 (январь). – С. 79.

2. Сафонов М.М. Типовые модели государственно-частного партнерства. (Глухов В.В.) Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. № 6 (112). 2010. - С. 170.