Каталог статей |
Кисеоларь Н.Г. Производство биологических видов топлива: мировые тенденции Украинские реалииВ последние годы в мире наблюдается резкое повышение интереса к биотопливу – возобновляемой альтернативе нефти. В США предполагается довести долю биоэтанола до 20% к 2020 году, Европейский Совет, Швеция планирует через 20 лет вообще отказаться от нефти. Основными источникам биотоплива в мире являются: рапс и подсолнечника — в Европе, соя — в США, Африке, каноа — в Канаде, пальмовое масло — в Индонезии, кокосы — на Филиппинах, горчица, ятрофа, сорго — в Индии, свиное сало и рыбий жир — во Вьетнаме, касторовое масло — в Бразилии, маиса — в Мексике. Перспективным сырьем считаются также маслосодержащие водоросли, гигантская слоновья трава, куриный и фритюрный жир, жмых овощей и фруктов, обрезки сыраи т.д. Совершенствованием своих дизельных двигателей под биогорючее активно занимается и мировое машиностроение. Так, «пежо», «ситроен» и «рено» сегодня гарантируют работу своих моторов при использовании биотоплива «B300» — это смесь 30% биодизеля и 70% дизельного топлива, а «фольксваген» предоставляет гарантии на «B100» — 100% биодизель. Лидером по производству биотоплива в Европе является сейчас Германия. Она обеспечивает биотопливом себя, а также экспортирует его в другие страны. Здесь функционирует Союз содействия развитию альтернативных источников энергии, а количество заправок, продающих рапсовое топливо, превышает тысячу. Даже страны — экспортеры нефти, например, Норвегия, активно работают в развитии этой отрасли. Отметим, что в Украине рынка биотоплива не существует как такового, а законодательство эту ситуацию только усугубляет. Сейчас в стране производится около 18—20 тысяч тонн биодизеля. В соответствии с государственной программой к 2010 году его использование должно, как и в Европе, увеличиться до 5,75% общего использования горючего, а к 2015 году — до 15%. Производство качественного биодизеля можно организовать на разных предприятиях. На мелкотоннажных установках — до 3 тысяч тонн за год, на региональных заводах — до 30 тысяч тонн и предприятиях государственного значения — до 100 тысяч тонн. Вместе с тем в Украине есть несколько компаний, продвигающих интересы зарубежных (немецких, австрийских) производителей, заинтересованных в продаже собственных установок по производству биодизеля на украинский рынок. Сегодня только в Германии работают большие заводы по производству биодизеля, но они загружены максимум на 60% из-за проблем с сырьем. Поэтому они и продвигаются на Восток — за рапсом. Для них важно, чтобы Украина оставалась поставщиком сырья и, в их интересы не входит развитие украинских исследований в области самостоятельного производства биодизеля. Высокие мировые цены на рапс сегодня побуждают украинского агрария выращенный урожай продавать за рубеж, а не внутри страны. Специалистов из Минагрополитики и Украинской аграрной академии наук, пролоббировавших принятие программ по производству биоэнергетических культур, не останавливает даже мнение биологов, которые уверяют: рапс не дает желаемых объемов урожая на украинской земле. К примеру, в Донецкой и Луганской областях он просто вымерзает. А это, по утверждению экспертов, не будет способствовать регулярной и рентабельной работе запланированных к строительству заводов — собственного дешевого сырья может попросту не хватить. В Украине промышленный выпуск биодизеля еще не налажен, однако мелкие аграрные предприятия и фермеры для собственных нужд его уже изготавливают. Установки для его производства из подсолнечного, соевого и рапсового масла разных производственных мощностей производят в Днепропетровске и Киеве. Это как раз тот случай, когда не нужно доказывать необходимость инноваций — увидев выгоду, аграрии сами готовы использовать новшество после консультации со специалистами. Из тонны рапса фермеры получают около 270—300 килограммов биодизеля. Развитие производства биотоплива возможно только в том случае, если государство будет активно и последовательно стимулировать производство и использование биотоплива. Иначе и аграрии со своим урожаем, и инвесторы будут ориентироваться на рынок ЕС. Европейские страны в этом отношении проводят следующую политику — с одной стороны, законодательно обязывают использовать биодобавки к бензину и дизелю, а с другой — предоставляют изготовителям и потребителям различные дотации и льготы. Например, продают автомобили, работающие на чистом биогорючем, по сниженным ценам. Или освобождают их от платы за парковку в центре города. В ответ на такие преференции европейские компании активно наращивают производство биотоплива. Темпы роста мощностей по переработке масличных культур превышают в ЕС темпы увеличения посевных площадей. Эти факты способствуют, ориентировки украинских сельскохозяйственных производителей биоэнергетических культур на зарубежные рынки. Кроме того, судьбу биотоплива в Украине осложняет отечественная фискальная система. Производство того же биоэтанола выгодно лишь тогда, когда он достаточно дешев. Если он оказывается дороже бензина, то переход на альтернативные источники энергии не даст положительный результат. Рациональное использование биотоплива возможно только в том случае если объективно взвешивать все положительные и отрицательные стороны, связанные с его производством. При этом основное место занимает вопрос о государственном регулировании производства боитоплива.
|