Каталог статей | ||||||||||
Леонова Ж.К. Эволюция понятия государственно-частного партнёрства в зарубежной литературеГосударство в современной экономике несет ответственность перед обществом за бесперебойное обеспечение публичными благами (public goods), чем и объясняется тенденция к сохранению ряда отраслей и производств в государственной собственности. В рамках, создающегося партнёрства между бизнесом и государством, при сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности делегируются часть прав собственнику частного сектора. Таким образом, в традиционно государственную сферу экономики привносятся своего рода частные товары и услуги (private goods), что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов.В связи с этим возникает вопрос, связанный с механизмом эффективного применения возможностей государства в рыночной экономике - государственно-частного партнёрства (ГЧП) или Public-Private Partnership (РРР). Для формирования эффективных механизмов ГЧП необходимо определить сущность и основные характеристики государственно-частного партнёрства, несмотря на то, что многие авторы отмечают, что «терминология, используемая для описания ГЧП, не стандартизирована» [6] и зависит от множества факторов, таких как степень развития рыночных отношений, национальных особенностей, отраслевой специфики и других [3]. В международных документах сущность ГЧП определяется как «форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основой целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги» [10] или как «партнерство между государственным и частным секторами с целью осуществления проекта или оказания услуги, традиционно предоставляемой государственным сектором» [13]. Подчеркивается, что это определенный формат взаимодействия государства и бизнеса, который «включает различные формы долгосрочных контрактов, заключенных между юридическими лицами и государственными органами[6] целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора[4]. При этом государство определяется как «обобщающий субъект общественной власти, включающий все уровни управления - федеральный региональный и муниципальный, и реализующий властные полномочия» [5]. В разных странах существуют свои дефиниции государственно-частного партнёрства (табл.). Таблица Трактовки определения ГЧП в зарубежных источниках
Частные компании стремятся дать более чёткое определение данного понятия. Специалисты Deloitte, крупнейшей консалтинговой компании в мире, считают, что ГЧП – «контрактное соглашение между правительственным агентом и частной компанией, позволяющей последней увеличить её участие в предоставлении общественных услуг» [7]. Price Waterhouse Coopers и CMS Cameron McKenna считают, что к ГЧП можно отнести любую сделку, предполагающую «совместную работу государственного и частного сектора для достижения общей цели» [7]. В зарубежной литературе анализируются особенности функционирования ГЧП и определяются следующие черты: - целью соглашения является распределение «выгод от осуществления какого-либо предприятия [2]; - ГЧП-партнёрство возникает между государственным и частным секторами в целях распределения рисков [2]; - доходы делятся пропорционально инвестициям участников и принятием риска [8]; - отношения участников ГЧП оформлены в соответствии с законодательством [8]. - участниками партнерства являются как государственные, так и частные организации; - взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер [12]. Обзор данной проблемы в зарубежной литературе позволяет обратить внимание, что подход к ГЧП достаточно разносторонний. Он представлен ниже с указанием основных идей. Таким образом, ГЧП - это: 1) (идея общей создаваемой стоимости) форма взаимодействия между государственным и частным сектором длительного характера, в котором участники производят продукты или оказывают услуги, характеризующаяся разделением рисков, расходов и доходов; 2) (идея договора и разделения рисков) институциональная форма взаимодействия между государственным и частным сектором, которые, преследуя собственные интересы, работают в целях достижения общей цели, в рамках которой стороны принимают инвестиционные риски на основе заранее определенной формы распределения доходов и расходов; 3) (идея совместного финансирования и управления) система, в которой общественная услуга или частное предприятие финансируется и управляется посредством партнерства между правительством и одним или несколькими компаниями частного сектора; 4) (акцент на пустой нише, которую должно заполнить ГЧП) эффективное институциональное средство сглаживания проявлений фиаско рынка в форме привлечения капитала и установления общей ответственности в операциях между государственными и частными организациями на условиях сотрудничества; 5) (форма реформы управления) инновационный инструмент взаимодействия образовательного характера, предполагающий передачу знаний, прежде всего, от бизнеса к правительству, призванный изменить формат функционирования правительства; 6) (инструмент решения проблем) разрешение противоречий, связанных с оказанием общественных услуг, этот инструмент позволяет осуществить коммерциализацию проблем, подрывающих рыночные механизмы; 7) (моральное обновление) механизм, позволяющий сделать государственных менеджеров участниками рынка; 8) (переложение риска) средство борьбы с фискальной напряженностью со стороны правительства, а также инструмент учета частных интересов; 9) (изменение общественных услуг) адаптация административных процедур и соотнесение запросов работников в форме создания партнерства; 10) (разделение прав) горизонтальное разделение контроля: взаимоотношения между бизнесом и государством видоизменяются через существо взаимодействия и доверия, взаимовыгодное разделение ответственности, знаний, рисков, взаимные уступки и урегулирование противоречий; 11) (общий термин) отношения, возникающие между частным сектором и государственными органами, как правило, с целью привлечения частных ресурсов и/или знаний для того, чтобы способствовать созданию общественных благ и оказанию общественных услуг.
Литература: 1. Государственно-частное партнёрство – новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в фиксировании инфраструктурных и социальных проектов// Материалы семинара. М: Посольство Великобритании, 2003 2. Снельсон П. Государственно-частные партнерства в странах с переходной экономикой // [сылка более недоступна} 3. О.П. Молчанова //Государственно-частное партнёрство в образовании: [сборник]. М: Университет книжный дом, 2009 4. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Организация объединенных наций, Женева, 2008 5. Варнавский В.Г, Клименко А.В., Королёв В.А. Теоретические основы государственно частного партнёрства//Государственно-частное партнёрство: теория и практика. М: Изд. дом. ГУ ВШЭ, 2010 6. Guidelines on Private Public Partnerships for Infrastructure Development // UN, Economic Commission for Europe. Dec., 2000 7. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnership. A Deloitte Research Stady, 2006 8. Bult-Spiering M., Dewulf G. Strategic Issues in Public-Private Partnerships: an International Perspective. Black-well Publishing Ltd., UK, 2006 9. Public-Private Partnership for Innovation: Policy Rationale, Trends and Issues. Organization for Economic Cooperation and Development, 2003 10. Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Commission of the European Communities. Brussels, 2003 11. Repot to Congress on Public-Private Partnerships. US Department of Transportation, 2004 12. Public Private Partnerships – the Gavement,s Approach London. The Stationary Office, 2000 13. Idelines for Successful Public-Private Partnerships // European Commission Directorate-General Regional Policy. March, 2003 | ||||||||||