главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.К. Арабян

к.э.н., доцент кафедры УПиММ МЭСИ

Функции аудита в системе предпринимательства в условиях экономического кризиса

В условиях нестабильности мировой экономики, вероятности наступления нового экономического и финансового кризиса, становятся уязвимыми экономики не только развивающихся, но и развитых стран. Российская экономика имеет ряд специфических черт, в том числе, исторически обусловленных резким переходом от плановой экономики к рыночной. Внешняя среда оказывает существенное влияние на деятельность организации, но именно действия менеджмента, направленные на формирование эффективной системы управления, качественной финансовой информации и своевременную оценку рисков позволяют избежать кризиса. Одним из эффективных инструментов минимизации рисков для заинтересованных пользователей финансовой отчетности и индикатором признаков кризиса для менеджмента организации является аудит, представляющий собой независимую форму финансового контроля, которая позволяет обеспечить неограниченный круг заинтересованных пользователей достоверной информацией о деятельности организации. Перечень компаний, подлежащих ежегодной обязательной проверке поименован в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ (далее Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности»). Обязательный аудит обусловлен спецификой организационно-правовой формы, характером деятельности, а также финансовыми показателями аудируемого лица. Кроме того, ежегодную проверку должны проходить общественно значимые компании, обязанные представлять публичную финансовую отчетность, а также государственные унитарные предприятия, соответствующие финансовым критериям, установленным в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» или критериям определенным собственником имущества предприятия.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 1.04.2003 г. № 4-П (далее Постановление Конституционного Суда 4-П) основная задача аудита заключается в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Так, в отсутствии доступа к данным бухгалтерского учета заинтересованные пользователи в соответствии с положениями Конституции РФ имеют право получения повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. В Постановление Конституционного Суда 4-П говориться об официальном статусе бухгалтерского учета предполагающего его публичность, а значит, необходимость наличия таких гарантий, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность учетной информации.

Таким образом, аудит является гарантом обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отношения между аудитором и аудируемым лицом, подлежащими обязательному аудиту, отчасти имеют публичный характер, поскольку результатом обязательного аудита является выраженное аудитором мнение в аудиторском заключении, которое является составной частью годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

А.В. Манойло под информационной безопасностью Российской Федерации понимает состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Г.В.Емельянов, А.А.Стрельцов выделяют следующие источники угроз безопасности "информационного общества":

1) источники угроз интересам человека;

2) источники угроз интересам общества;

3) источники угроз интересам государства.

Информационная безопасность, прежде всего, связана с необходимостью формирования условий, позволяющих обеспечить сохранность информации различного характера, имеющий потенциальный и личный интерес как для человека, общества и государства. Например, Канадская служба безопасности и разведки в 2004 г. в своих отчетах определила, что одной из главных угроз экономической безопасности страны является «экономический шпионаж». Многими авторами защита информации подразумевает собой деятельность, направленную на предотвращение утечки информации, несанкционированного доступа и иных воздействий на информацию, имеющую реальную или потенциальную ценность.

По нашему мнению, понятие «информационная безопасность», помимо защитного аспекта, включает в себя также качественный аспект, влияющий на порядок формирования полноценной и достоверной информации, направленной на удовлетворение интересов, отдельной личности, предприятия или государства в целом. Информационная безопасность – это совокупность мер, процедур и мероприятий, позволяющих создать условия, в которых будет формироваться прозрачная, достоверная и качественная информация, являющееся основой для принятия тактических и стратегических решений, часто имеющих финансовые последствия, как для отдельной личности, предприятий, так и государства, а также обеспечить сохранность и защиту информации от несанкционированного доступа. В связи с этим информационная безопасность взаимосвязана с финансовой безопасностью. Такая взаимосвязь между микроуровнем и макроуровнем обеспечивается посредством аудита, как независимой формы контроля, гарантирующей финансовую достоверность на основе анализа предоставленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта.


Рис.1 Аудит как элемент экономической безопасности

Таким образом, аудит позволяет реализовать следующие функции:

На микроуровне:

  • гарантия достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • измерение качества информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • снижение уровня предпринимательского риска;
  • инструмент развития бизнеса.

    На макроуровне:

  • один из механизмов формирования политики экономической безопасности;
  • защита интересов заинтересованных групп пользователей;
  • обеспечить устойчивое финансово-экономическое развитие экономики.

    По нашему мнению, эффективность аудита в условиях экономического кризиса, как гаранта достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, является недостаточной. Это вызвано различными обстоятельствами, среди которых можно выделить:

  • несоответствие методологии организации и проведения аудиторской проверки требованиям и потребностям экономики;
  • излишняя формализация отдельных этапов аудиторской проверки;
  • неэффективная система контроля качества за результатами аудиторских услуг.

    Для повышения эффективности аудита как вида предпринимательской деятельности необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на разработку методологических и концептуальных подходов к организации аудиторской проверки. Для реализации данной цели необходимо, в первую очередь, определить роль и значение аудита в системе экономических отношений, сформировать концепцию регулирования аудиторской деятельности, разработать и утвердить на законодательном уровне единые требования и правила для всех участников аудиторской деятельности, в частности, по вопросам страхования ответственности, по порядку прохождения контроля качества. Реализация данных мероприятий позволит сформировать принципиально новую модель аудиторской деятельности, отвечающей реальным потребностям экономики, и позволит повысить эффективность аудита как инструмента экономической безопасности государства.

    Список литературы.

    1.Арабян К.К.Российский аудит в условиях инновационного типа социально-экономического развития//Аудиторские ведомости.- 2001.- № 4.- с.12-19.

    2. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения безопасности информационного общества. Распределенная конференция «Технология информационного общества 98-Россия»

    3. Canadian Security Intelligence Service. Backgrounder No. 6 – Economic Security. [сылка более недоступна}