Каталог статей

Нитова М. А.

Особенности функционирования платежной системы СВИФТ в условиях Украины

SWIFT - Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Создано банками 15 стран в виде акционерного специализированного общества в 1973 с целью организации эффективного выполнения банковских операций, передачи информации, ее сортировки и архивирования. Официально функционирует с 1977. Имеет центральный офис в Бельгии (Брюссель), региональные центры в США, Гонконге (специальный административный район Сянган, КНР) и Нидерландах, которыми руководит Совет директоров.

Деятельность СВИФТ контролирует Аудиторский совет и группа внешних аудиторов. Ведется постоянная работа по повышению культуры обслуживания, защите информации от несанкционированного доступа, совершенствуется уровень информационных технологий, система управления рисками.

Внедрение системы связи СВИФТ позволило наладить круглосуточный информационный обмен между банками, стандартизировать и автоматизировать банковские операции на международном уровне, а именно: осуществлять безбумажные платежные операции с минимальным привлечением труда людей и сокращением операционных расходов; ускорить обмен информацией между банками с помощью телекоммуникационных линий связи; минимизировать типичные виды банковского риска (потери документов, ошибочную адресацию, фальсификацию платежных документов и др.).

На 2001 год более 7000 финансовых институтов из 193 стран являлись пользователями системы, которая круглосуточно обрабатывает около 5 млн сообщений валютно-финансового, кредитного и информационного характера. В 1987 году к системе СВИФТ присоединились небанковские финансовые институты.

Украинская Национальная группа Членов и Пользователей СВИФТ существует с 1993 года. Регистрация юридического лица в форме Ассоциации УКРСВИФТ состоялась в июне 2004 года. Ассоциация объединяет членов и пользователей международной системы обмена платежными сообщениями S.w.i.f.t. но является независимой ассоциацией с неприбыльным статусом. Главным органом Ассоциации являются Общие собрания. Управление деятельностью Ассоциации происходит Советом УКРСВИФТ в которую входят представители членов и пользователей СВИФТ в Украине. Текущая деятельность Ассоциации осуществляется Исполнительной дирекцией УКРСВИФТ. Членами ассоциации на сегодняшний день являются 107 украинских финансовых учреждений. Первые восемь украинских банков было подключено к сети СВИФТ в сентябре 1993 года. На сегодняшний день к Национальной группе членов и пользователей входят 138 наибольших банков и небанковских финансовых учреждений Украины. Несколько банков находятся в состоянии подключения.

 Подключение пользователей к системе SWIFT осуществляется четыре раза в год:

- в марте;

- в июне;

- в сентябре;

- в декабре;

В процессе подключения к сети S.w.i.f.t. пользователи должны пройти две основных стадии:

1. Вступление в члены Содружества S.w.i.f.t. SCRL (кооперативне содружество с ограниченной ответственностью) с одновременным вступлением в Ассоциацию УКРСВИФТ;

2. Непосредственное подключение к сети SWIFT.

В соответствии с инструкцией SWIFT (Getting Connected to SWIFT) для успешного подключения к сети SWIFT банку необходимо создать Группу Внедрения (Project Team) из членов разных подразделений Банка (Валютное Управление, Управление информатизации, Управления безопасности, и др.), которое подчиняется одному из руководителей Банка (Project Manager).

Из состава Project Team необходимо выбрать сотрудника, который должен координировать процесс подключения к сети Swift, но который в последующем будет заниматься администрированием SWIFT Банка (Bank SWIFT Responsible). Также необходимо выделить сотрудников, которые будут заниматься подготовкой и обработкой сообщений Swift и 2-х сотрудников для выполнения ими обязанностей Офицеров безопасности (SWIFT Security Officers).

Процесс подключения к сети SWIFT необходимо проводить в строгом соответствии с утвержденным планом-графиком.

Подготовка к подключению

СВИФТ осуществляет учебу персонала Банка, предоставляет Банковскую консультативную помощь относительно составления календарного плана-графика подключения, выбора оборудования и программного обеспечения, заполнения документов, налаживания оборудования. Банк устанавливает оборудование и программное обеспечение и тестирует линии связи из SWIFT.

Схемы организации работ в СВИФТ

Существуют две схемы организации работы в SWIFT:

1. Самостоятельное подключение.

Создание собственного терминала CBT (Computer Based Terminal), установленного непосредственно на территории Пользователя, который подключается. В этом случае CBT Пользователя физически соединен с сетью SWIFT.

Управление режимами работы, хранения и доступа, к данным осуществляется непосредственно сотрудниками данной организации.

2. Коллективное подключение.

Пользование CBT другой организацией в разделенном режиме (Shared Connection) или подключение через Сервис-Бюро. Сервис-Бюро – это нефинансовая организация, которая создана под непосредственным контролем и ежегодным аудитом S.w.i.f.t. (Бельгия). Сервис-Бюро не имеет права отправлять и получать сообщение S.w.i.f.t. от собственного имени, что исключает конкуренцию с финансовыми организациями.

Система СВИФТ совершенствуется: разработаны и действуют с 1993 SWIFT-II (Международная межбанковская организация по валютным и финансовым расчетам по телексу) и новая система START (автоматизированная система контроля за правильным осуществлением проводок по счетам).