главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Панченко А.С.

Кубанский государственный университет

Изменения в бухгалтерской отчетности

В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпевали существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования, как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтерской отчетности постоянно обсуждает на российских и международных конгрессах и форумах.

С этого года вступают в силу изменения в бухгалтерской отчетности ­ организации будут применять новые формы бухгалтерской отчетности, которые утверждены приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н. Обновленные бланки утратили сокращенные названия «Форма № 1», «Форма № 2» и т. д.

Изменения в бухгалтерской отчетности коснулись и состава отчетности, и каждого бланка в отдельности. В статье мы рассмотрим все основные новшества и подробно остановились на самых значимых поправках.

Согласно приказу № 66н в состав годовой отчетности входит баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств.

Приложение к балансу по форме № 5 отменено. Заключение аудиторов в новом приказе не упоминается. Тем не менее компании, подлежащие обязательному аудиту, по-прежнему должны сдавать этот документ. Данное правило закреплено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Пояснительная записка, на основании изменений в бухгалтерской отчетности, в комментируемом приказе тоже не названа. Однако отказываться от нее не следует, потому что записка фигурирует в законе о бухучете и в некоторых других нормативных правовых актах. В частности, в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Там говорится, что при обнаружении существенных ошибок прошлых периодов в пояснительной записке нужно указать характер неточности и сумму корректировки.

Субъекты малого предпринимательства имели право по итогам года не сдавать ничего, кроме баланса и формы № 2. К тому же малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, могли заполнять их по группам статей без дополнительных расшифровок.

Сейчас малые предприятия в общем случае должны заполнять не только баланс и отчет о прибылях и убытках, но и отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств и пояснения. Но в изменениях в бухгалтерской отчетности существует оговорка: если особо важной информации нет, то субъекты малого предпринимательства вправе ограничиться балансом и отчетом о прибылях и убытках.

Главное изменение в бухгалтерском балансе - это увеличенное количество столбцов, предназначенных для показателей прошлых периодов. Теперь предусмотрено три столбца: «На отчетную дату», «На 31 декабря предыдущего года» и «На 31 декабря года, предшествующего предыдущему». Так, при оформлении баланса по итогам первого квартала 2011 года бухгалтеру понадобятся данные по состоянию на 31 марта 2011 года, на 31 декабря 2010 года и на 31 декабря 2009 года соответственно. Появился дополнительный столбец «Пояснения». Некоторые строки баланса, на основании изменений в бухгалтерской отчетности, переименованы. Ликвидирован раздел, посвященный остаткам на забалансовых счетах.

В новом отчете о прибылях и убытках нужно указывать сведения за отчетный период текущего года и за аналогичный период прошлого года. Здесь тоже добавлена графа «Пояснения». Заполнять ее нужно так же, как и в балансе.

Новый состав показателей аналогичен тому, что был приведен в форме № 2. Правда, есть и незначительные расхождения. В частности, к строкам, предназначенным для постоянных налоговых обязательств и активов, добавилось «Изменение отложенных налоговых обязательств» и «Изменение отложенных налоговых активов». С изменениями в бухгалтерской отчетности появился новый показатель «Совокупный финансовый результат периода».

Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов. Первый посвящен движению капитала в отчетном периоде, а также в двух предыдущих годах. В этом разделе перечислены показатели увеличения и уменьшения капитала отдельно для уставного, добавочного и резервного капиталов, для нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также для собственных акций, выкупленных у акционеров.

Второй раздел - принципиально новый. Здесь помещается информация о корректировках и исправлениях за год, предшествующий отчетному периоду.

Третий раздел состоит из трех граф, где нужно указывать чистые активы по состоянию на 31 декабря текущего года, прошлого года, и года, предшествующего прошлому. С изменениями в бухгалтерской отчетности раздел «Резервы» упразднен.

Отчет о движении денежных средств. Сам отчет по-прежнему состоит из трех блоков. По каждому из блоков нужно перечислить поступившие и израсходованные суммы. Правда, разбивка по статьям несколько изменилась. После заполнения каждого блока нужно вычислить результат, то есть разницу между полученными и направленными денежными средствами.

Пояснения бухгалтер вправе оформить так, как ему удобно. Если проанализировать состав новых форм бухгалтерской отчетности, то можно увидеть, с одной стороны, определенную преемственность, а с другой – существенные различия между старыми и новыми формами. У новых форм бухгалтерской отчетности в отличие от старых нет нумерации в названии, например, «форма № 1», «форма № 2» и т. д. В то же время названия форм, входящих в состав годовой отчетности, да и сам состав отчетности в целом остался тот же.