Каталог статей |
Алентьева Н.В., Полянская Е.Г. Потребительская кооперация - основа социальной инфраструктуры российского селаСовременное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Одной из значимых социально-экономических систем, решающей эти проблемы, является потребительская, кооперация России. Потребительская кооперация как социально ориентированная система в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполняя свою главную задачу - улучшение обеспечения населения товарами и услугами - призвана содействовать экономическому росту и социальному развитию, увеличению доли отрасли в валовом внутреннем продукте страны, повышению уровня жизни граждан.Кооперация (от латинского cooperatio - сотрудничество) - форма организации хозяйственной деятельности, когда достаточно большое сообщество людей совместно и на равных началах участвуют в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах труда. Сегодня кооперативное движение составляющая социальной инфраструктуры российского села. Кооперативное движение в мире - самое многочисленное социально-экономическое движение современности. Оно объединяет около 700 миллионов кооператоров. Его центр - Международный кооперативный союз (МКС) включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран. Иначе говоря, примерно 12% населения, а если исходить из среднего показателя, что семья состоит из четырех человек, то почти половина мирового сообщества в той или иной мере пользуется услугами кооперативных предприятий. Потребительская кооперация - социально-ориентированная система. Это форма объединения населения, которая берет на себя часть функций по социальной защите населения. Важной особенностью большинства социальных предприятий является коллективная форма собственности, теснейшая связь с местным сообществом и ориентация деятельности в интересах территориальной общины и как правило это кооперативы. Все виды деятельности кооператоров, в отличие от коммерческих организаций, направлены не на получение выгоды ради выгоды, а на получение прибыли для покрытия собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии. Исторически сложилось, что свою деятельность потребкооперация осуществляет в основном в сельской местности. В свою очередь, членами кооператива выступают сельские жители. Социальная направленность потребкооперации состоит в том, чтобы повысить жизненный уровень сельского населения за счет решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе. Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как: - доставка и реализация товаров по ценам, сложившимся в целом по району; - ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты; - содержание планово-убыточных магазинов; - доставка товаров на дом по заявкам населения; - продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации; - помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах; - обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.); - организация школьного питания; - предоставление товарного кредита населению. Занимаясь торговлей, кооператоры обслуживают сотни населенных пунктов области. Смысл кооперации состоит в том, чтобы слабому помогали сильные. Благодаря заготовительной деятельности кооператоров жители села имеют возможность сдать в предприятия потребкооперации молоко, мясо и другую сельхозпродукцию, что содействует развитию личных подсобных хозяйств населения. Производство и сфера услуг решают проблему занятости населения. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня. Развитие сферы услуг делает жизнь селян удобной, поднимает уровень жизненных благ, у людей отпадает необходимость ехать в районный центр, город, чтобы получить те или иные услуги. Потребкооперации принадлежит основная роль в формировании денежных доходов сельского населения: это - заработная плата своих работников, оплата при закупках сельскохозяйственных продуктов и сырья, доходы на заемные средства населения, кооперативные выплаты. Кроме того, доходы, поступающие от функционирования предприятий и организаций потребкооперации, составляют в большинстве районов значительную часть местного бюджета, обеспечивая тем самым экономическое и социальное развитие муниципальной территории. Все это, в конечном счете, решает очередную проблему - проблему бедности сельского населения. Организации потребительской кооперации ведут свою деятельность в 1863 административных районах, в 152,9 тыс. сельских населенных пунктах. Поэтому потребительские общества и их союзы совместно с органами государственной власти решают различные социальные проблемы населения, соответствующих территорий. В настоящее время потребительская кооперация, выполняя свою социальную миссию, может и должна внести существенный вклад в решение проблемы безработицы и увеличить занятость населения общественно-полезным трудом. Направления развития и социальная роль потребкооперации, оказывает влияние на процесс формирования социальной экономики ориентированной на достойную мотивацию трудового участия граждан в процессе производства, справедливое распределение, обмен и потребление материальных благ. |