Каталог статей

Дульская И.В.

Социализация технологического прогресса

В условиях, когда знания и технологии становятся в мире основным ресурсом социально-экономического развития, перед Украиной остро стоит вопрос кардинальных структурных изменений в направлении повышения преобладающего технологического уклада экономики путем не только приоритетного развития высокотехнологичных и знаниеемких отраслей (на что теперь в основном акцентирована государственная научно-инновационная и промышленная политика), а интенсивного технологического «подтягивание» значительной части национальной экономики, которая применяет низкие технологические уклады и потому не может производить потенциально возможный объем производства и получать соответствующие доходы, что существенно ограничивает формирование достаточного совокупного спроса на высокотехнологичный и инновационный продукт, создаваемый в государстве. Государство же вместо того, чтобы стимулировать технологические приоритеты развития, вынуждено нести значительные социальные расходы, чтобы обеспечить по крайней мере минимальный уровень жизни малообеспеченным слоям.

По классификации Всемирного банка Украина относится к странам с низким ВВП на душу населения (менее $ 12 тыс.) - $ 3,3 тыс. в 2011 г. (или $ 7,7 тыс. по паритету покупательной способности) [1]. Эти данные неполно отражаютреальный объем национального производства, потому что значительная его часть создается в теневом и нетоварном секторах, однако структура потребления домохозяйств, в значительной мере определяемая доходом, свидетельствует практически только автономную составляющую расходов (Таблица 1). Эту ситуацию  иллюстрируют и низкие показатели наличия в домохозяйствах отдельных товаров длительного пользования (Таблица 2). Определенным позитивом здесь можно считать то, что консьюмеризм в украинском обществе не успел разрастись до уровня ЕС, США, потому что имел малую доходную базу, а не из-за малодоступности кредитов. По данным Национального банка  Украины население достаточно серьезно «подсело» на кредитную иглу: уровень потребительского кредитования в Украине составил в 2011 г. 18% ВВП (в России - 7%), тогда как корпоративные кредиты - 44% ВВП [2].

Таблица 1

Структура потребительских расходов домохозяйств по основным статьям расходов

(% совокупных расходов домохозяйств на потребление)

ЕС-25, 2005

Украина, 2010 г.

Статья расходов

%

Статья расходов

%

Продукты и безалкогольные напитки

12,7

Продукты и безалкогольные напитки

53,8

Алкогольные напитки, табачные изделия и наркотики

3,6

Алкогольные напитки

1,8

Табачные изделия

2,3

РАЗОМ

4,1

Одежда и обувь

6,0

Одежда и обувь

7,6

Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива

21,3

Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива

10,7

Мебель, бытовые приборы и мелкий ремонт квартиры

6,5

Предметы домашнего обихода, бытовая техника и текущее содержание жилья

2,9

Здравоохранение

3,5

Здравоохранение

3,6

Транспорт

13,5

Транспорт

4,4

Связь

2,8

Связь

3,3

Отдых

9,7

Отдых и культура

2,2

Образование

1,0

Образование

1,6

Пользование гостиницами и заведениями общественного питания

8,8

Рестораны и гостиницы (включая питание вне дома)

2,9

Разные товары и услуги

10,7

Разные товары и услуги

2,9

Источник: [3, 4]

Вообще, эффективность модели экономического развития, основанной на кредитном мультипликаторе, интенсивно внедряемая несколько лет назад и в Украине иностранными советниками и некоторыми политическими силами, в конце концов обнаружила свою несостоятельность. Ведь огромные государственные долги ЕС (Италии - около $ 2 трлн., тогда как США - $ 15 трлн.) были вызваны авантюрной монетарной и бюджетно-фискальной политикой стимулирования экономического развития через совокупный спрос, что вызвало потребительскую вакханалию, и конечно, экономический и технологический рост, которые оказались чрезмерным по цене, которую теперь за них платит общество. Такая модель развития в середнесрочном периоде будет серьезно скорректирована из-за рецессии, вызванной борьбой с дефицитами государственных бюджетов и значительными внешними и внутренними долгами стран развитого рынка.

Хотя действительно сильным местом таких моделей является ориентация на производство товаров с высокой добавленной стоимостью, сформированная на базе свободного рынка и свободы инициативы и предпринимательства, что обеспечивает необходимый для экономического роста запас прочности доходов, расходование которых в значительной степени направляется на высокотехнологичный продукт и услуги, сверх автономного по Дж.М.Кейнсу потребления. Благодаря этому такие модели достаточно резистентны к кризисным явлениям и после определенной коррекции продолжат обеспечивать устойчивый экономический рост этих стран в дальнейшем.

Таблица 2.

  Наличие в домохозяйствах Украины отдельных товаров длительного пользования1

(в среднем на 100 домохозяйств, штук)

 

2000

2005

2006

2008

2010

телевизоры цветные

69

91

96

107

110

видеоплееры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, цифровые фотоаппараты

13

22

21

21

41

фотоаппараты

22

36

35

38

26

персональные компьютеры

1

9

12

22

25

холодильники и морозильники

93

99

100

106

109

микроволновые печи

1

9

14

29

33

кухонные комбайны

3

5

5

9

10

стиральные машины

74

77

78

84

85

электропылесосы

56

62

64

74

75

кондиционеры

-

1

1

4

6

спутниковые антенны

-

1

3

10

13

мотоциклы, сноумобили

7

4

3

3

2

велосипеды, мотороллеры, мопеды, скутеры

43

44

44

48

47

автомобили

17

16

17

20

21

мобильные телефоны2

44

81

149

167

1 проводится Госстатистикой раз в два года

2 Показатель включен в программу обследования условий жизни домохозяйств, с 2004г.

Источник: [4]

В этих условиях становится ощутимым действие мультипликаторов и акселераторов расходов и экономический рост ускоряется даже без воздействия форсирования кредитного мультипликатора и негативных последствий, возникающих вследствие чрезмерного увлечения кредитами (кредиты надо отдавать с процентами, что уменьшает потребление в будущем).

Для Украины, как и для ряда посттрансформационной стран, остро стоит вопрос достаточно быстрого, но системного повышения доходов населения. Для достижения этой цели необходим поиск способов слома негативных тенденций в структуре общественного производства, ориентированного на производство товаров и услуг с низкой добавленной стоимостью. Таким способом является масштабное повышение преобладающих технологических укладов общественного производства путем внедрения высоких технологий во все отрасли, что вызовет рост доходов населения, прибылей предпринимателей и увеличит внутренний спрос на высокотехнологический продукт, что запустит акселеративного-мультипликационный механизм увеличения доходов.

На наш взгляд, наибольший потенциал в срочном решении этой задачи, или по крайней мере в масштабном восприятии обществом в качестве программы действий, является переход сельского хозяйства на принципы биоэкономики. Ведь даже при низкой производительности, технической оснащенности и уровне технологий агросектора Украины (в среднем в 2009 г. зерновых и зернобобовых в Украине собрали – 29,8 ц/га, в Швеции – 50,1; Нидерландах – 88,8; ФРГ – 71,6; США – 71,4 ц/га; сахарной свеклы (фабричной) в Украине – 314,9 ц/га; Испании – 835,8; Нидерландах – 788,9 Франции – 937,6 ц/га; картофеля – в Украине – 139,3 ц/га, в Великобритании – 431,1; Нидерландах – 462,7; США – 462,7; Швейцарии – 461,0 ц / га; овощей и бахчевых – в Украине – 166,8 ц/га, в Австрии – 387,8; Нидерландах – 479,8 ц/га; надои от одной коровы в среднем составили в Украине 4049 кг/год, Дании – 8549, Канаде – 8395, США – 9332; Финляндии – 8040, Швеции – 8396 кг / год [5])постоянно возникают проблемы со сбытом продукции из конъюнктурных (иногда бывает и большой урожай) или политических (как молочно-сырные войны) причин.

Такой вектор развития достаточно быстро инициирует широкое проникновение в отрасль высоких биотехнологий, достижений ветеринарии, технологий биоэнергетики (тогда крестьяне почувствуют, что НТП действительно улучшает жизнь, а не используется как повод для неэффективного расходования государственных средств на красивые, но заоблачные цели), что потребует соответствующей техники (законодатели должны позаботиться, чтобы эта техника была преимущественно отечественного производства); реально уменьшится зависимость страны от импорта энергоносителей, цены на которые в перспективе будут только увеличиваться, люди почувствуют также и положительные экологические эффекты, когда отходы ферм не будут сливаться в реки, а станут приносить удобства и экономию; вырастут доходы крестьян; ускорятся рыночные трансформации в селе, возможно, возродится предпринимательский дух, и люди почувствуют себя хозяевами своей судьбы, а не винтиками в государственной машине, от которых ничего не зависит.

Это, несомненно, потребует первоначальной финансовой, организационной и другой поддержки со стороны государства, однако это того стоит!

Поскольку к решению этой проблемы следует подойти комплексно, необходимо учесть все последствия такого развития, в т.ч. негативные. Так, например, сейчас сельскому хозяйству Украины уже присуща избыточная занятость – доля занятых значительно превышает соответствующие доли валовой добавленной стоимости (ВДС) в большинстве регионов (Таблица 3).

Ускорение же рыночных процессов, в т.ч. консолидация (увеличение количества крупных агропредприятий) в отрасли приведет к еще большему высвобождению менее эффективно занятых и может вызывать эффект, аналогичный огораживанию – насильственной ликвидации общинных земель и обычаев в Англии, когда с развитием английской суконной промышленности при Тюдорах в XV–XVI вв. и ростом цен на шерсть особое значение приобрели пастбища, которые изымались землевладельцами-лордами у крестьян и сдавались в аренду фермерам.

Тогда многие из бывших членов общин, потеряв не только землю, но и жилье, люмпенизировались, часть поглотила промышленность, которая только зарождалась. Ограждение вызвало ряд крестьянских восстаний.

Таблица 3

Доля сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства; рыболовства и рыбоводства в общей массе, %

Регион

ВДС

Занятые

Украина

7,8

15,6

АРК

9,7

18,8

Винницкая

20,5

27,8

Волынская

15,2

25,2

Днепропетровская

4,6

7,0

Донецкая

3,4

8,7

Житомирская

16,2

14,1

Закарпатская

13,8

23,4

Запорожская

7,4

12,9

Ивано-Франковская

11,4

24,6

Киевская

12,1

9,4

Кировоградская

20,4

27,5

Луганская

5,5

12,4

Львовская

9,3

16,1

Николаевская

13,4

25,2

Одесская

6,2

14,6

Полтавская

12,9

18,6

Ровенская

16,3

15,8

Сумская

13,5

17,7

Тернопольская

20,6

26,3

Харьковская

5,8

9,9

Херсонская

21,3

28,9

Хмельницкая

17,4

26,5

Черкасская

18,0

26,4

Черновицкая

17,9

27,0

Черниговская

18,4

23,8

Киев

0,0

0,2

г. Севастополь

0,1

3,1

Розраховано за [ 6, Ч. І., с. 142-144; Ч.ІІ, с. 16-24].

В современных условиях это может критически усилить урбанизацию, ухудшить криминогенную ситуацию. Поэтому государству следует разработать систему мер для предотвращения этих негативных явлений - в первую очередь способствовать развитию трудопоглощающих сервисных отраслей (туризм, рекреация, различные услуги - в «противопожарном» порядке), импортозамещению, а потом уже высокотехнологичных, когда на их продукцию и услуги сформируется достаточный совокупный спрос.

Но для всего этого нужно срочно прекратить околоинновационную риторику, поскольку это лишь дискредитирует в обществе саму идею, и, наконец, реализовать не такие уж и дорогие проекты на острие НТП, которые принесут реальную пользу людям, увеличат доходы, улучшат их жизнь.

То есть не вести разговоры об уровне инновационной и технологической культуры в обществе, а социализировать сам НТП.

Литература:

1. «Україна і світ в 2012 році». Совместное издание «Український тиждень» и «The Economist”.

2. 200 эффективных компаний. ТОП-100 Рейтинг лучших компаний Украины // Инвестгазета №4 ноябрь-декабрь 2011.

3. «Європа в цифрах – річник Євростату 2006-2007 рр.» – [Электронный ресурс]. – Доступен с <http: www.eu.prostir.ua/library/53896.php >. First published in English as ’Europe in figures – Eurostat Yearbook 2006-07’ by the Office for Official Publications of the European Communities © European Communities, 2007, source: Eurostat

4. «Витрати і ресурси домогосподарств України у 2010 році» Статистический сборник Госкомстата Украины – [Электроный ресурс]. – Доступен с < http: www.ukrstat.gov.ua >

5. "Сільське господарство України за 2010 рік". Статистический сборник Госкомстата Украины. К. – 2011 – Т.1. – [Електронний ресурс] – Доступний з <http: www.ukrstat.gov.ua>.

6.  «Регіони України в 2010 році». Статистический сборник Госкомстата Украины. – В 2-х Ч. - [Електронный ресурс]. – Доступен с <http: www.twirpx.com/file/348665/>.