Экономическая теория (Душенькина Е.А.)

Роль государства в экономике

Государство – это очень сложный социальный феномен.

Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:

  1. некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;
  2. другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

  1. совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);
  2. составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);
  3. регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;
  4. управление демографическими процессами;
  5. регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
  6. согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
  7. организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
  8. разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

  1. защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;
  2. производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:

    а) нелегко взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

    б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

  3. учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

    а) убеждение;
    б) рекламные кампании;
    в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);
    г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);

  4. программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

  1. программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);
  2. программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);
  3. программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

  1. инструменты микрорегулирования – налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;
  2. инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;
  3. инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.
Государственное регулирование может быть двух видов:
  1. прямое – осуществляется через законодательство;
  2. косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.


Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория