Роль государства в экономике
Государство – это очень сложный социальный феномен.
Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:
- некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;
- другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.
Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.
На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:
- совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);
- составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);
- регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;
- управление демографическими процессами;
- регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
- согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
- организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
- разработка целевых комплексных программ экономического развития.
Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:
- защита рыночной экономики от сворачивания
конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия
антимонопольного законодательства;
- производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:
а) нелегко взыскать плату с отдельных людей
или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например,
уличное освещение);
б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;
- учет и прогнозирование последствий
нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не
могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные
последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и
полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью
ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных
ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие
меры:
а) убеждение;
б) рекламные кампании;
в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);
г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);
- программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.
Для этого государство использует следующие три программы:
- программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);
- программы, ликвидирующие причины нищеты и
экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в
трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);
- программы помощи отдельным группам
населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита
авторских прав и т. д.).
Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:
- инструменты микрорегулирования –
налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий
труда и его оплаты и т. д.;
- инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;
- инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.
Государственное регулирование может быть двух видов:
- прямое – осуществляется через законодательство;
- косвенное – применение всевозможных
финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и
организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно
использует фискальную и кредитно-денежную политику.
Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория
|