| Роль государства в экономикеГосударство – это очень сложный социальный феномен.
 Роль государства в экономике страны до сих пор является спорным вопросом:
 некоторые считают, что государство – это достаточно неповоротливый механизм, который только мешает экономике;
другие считают, что без государства просто невозможно, потому что механизмы экономики страны очень сложны.
 Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах.
 На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:
 совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);
составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20–30 лет);
регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;
управление демографическими процессами;
регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;
согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;
организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;
разработка целевых комплексных программ экономического развития.
 Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:
 защита рыночной экономики от сворачивания
 конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия 
антимонопольного законодательства;
производство общественных товаров и услуг; общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:
а) нелегко взыскать плату с отдельных людей 
или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, 
уличное освещение);
 б) ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;
учет и прогнозирование последствий 
нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не 
могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма; данные 
последствия могут быть как вредными (нефть попадает в водоем), так и 
полезными (благоустройство территории). Государство должно полностью 
ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных 
ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие 
меры:
а) убеждение;
б) рекламные кампании;
 в) субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);
 г) разработку стандартов безопасности (ГОСТы);
программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.
 Для этого государство использует следующие три программы:
 программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);
программы, ликвидирующие причины нищеты и
 экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в 
трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);
программы помощи отдельным группам 
населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита 
авторских прав и т. д.).
 Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:
 Государственное регулирование может быть двух видов:инструменты микрорегулирования – 
налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий
 труда и его оплаты и т. д.;
инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика и т. д.;
инструменты интеррегулирования – меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.
 прямое – осуществляется через законодательство;
косвенное – применение всевозможных 
финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и 
организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно 
использует фискальную и кредитно-денежную политику.
 
 Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория
 |