Конституционное право зарубежных стран (Кушнир И.В.) |
Конституция Франции, президент и парламентКонституция вступила в силу 5 октября 1958 г. (при президенте Шарле де Голе). Особенности французской Конституции: отсутствует глава о правах граждан; провозглашается приверженность Декларации 1789 г.; декларирован равный статус мужчины и женщины, широкий спектр личных прав; провозглашается право на труд и стачки; закрепляется положение о том, что Франция является парламентской республикой, а также политическая ответственность Правительства перед Парламентом. Форма государственного устройства – унитарное государство. Президент Франции занимает центральное место в системе государственных органов, избирается на 5 лет путем всеобщих и прямых выборов. Полномочия Президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны.
Французский парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Каждая палата имеет Бюро – коллегиальный орган, в который входят: председатель палаты, вице-председатели, председатели постоянных комиссий, генеральный докладчик по финансовым вопросам и председатели политических групп. В каждой палате существуют постоянные комиссии, число которых устанавливается регламентом. Среди них есть постоянные и специальные комиссии, а также комиссии по расследованиям. Порядок созыва и работы сессий. Парламент собирается раз в год. Обычные сессии не нуждаются в каком-либо акте созыва. Внеочередные сессии собираются по требованию Премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Порядок проведения заседаний. Заседания обеих палат являются публичными. В специальном журнале должен публиковаться полный отчет о парламентских дебатах. В повестку дня обычно включаются законопроекты и законодательные предложения, которые подаются в особой очередности с учетом приоритета правительственных законопроектов. Среди контрольных полномочий Парламента контроль за деятельностью Правительства занимает довольно скромное место. Парламент не участвует в выборе Правительства и может высказать к нему свое отношение, если путем голосования выносит ему вотум недоверия. При этом вопрос о вынесении вотума недоверия может быть поставлен только Премьер-министром. Имашева Е.Г. Конституционное право зарубежных стран | Кормушкина Н.В. Конституционное право зарубежных стран | Кушнир И.В. Конституционное право зарубежных стран |