Каталог статей

Воронина Н. А.

Тенденции и проблемы развития мирового рынка услуг

Значение и объемы услуг в национальных хозяйствах и мировой экономике интенсивно возрастают. Усиливается воздействие услуг на развитие общества, становится все более заметным их влияние в процессах производства, распределения и конечного использования валового внутреннего продукта, формирования и реализации доходов населения, в повышении уровня жизни.

С развитием рыночных отношений, либерализацией внешнеэкономической деятельности  возникли проблемы учета и анализа экспорта и импорта товаров и особенно услуг, оценки иностранных инвестиций, международного туризма, финансово-кредитных операций и других процессов. Эти процессы усилили необходимость сближения действующих статистических основ с международными стандартами, то есть вся статистическая, финансовая, банковская и учетная информация перекладывается на методологическую и практическую основу, соответствующую международным рекомендациям.

Особенно актуальными являются проблемы формирования и развития рынка услуг во внешнеэкономической деятельности. Ведь развитие современного международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению спроса на услуги и развитию международного рынка услуг.  Необходимо отметить, что международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет ряд особенностей:

- регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства;

- большинство видов услуг международной торговли базируется на прямых контактах между их производителями и потребителями;

- производство и реализация услуг более защищены государством, чем производство и реализация товаров. Так, транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;

- международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, торговля наукоемкими товарами требует больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

- не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли;

- в условиях насыщения международного рынка товарной массой и усиления на нем конкуренции важное значение приобретают услуги для предпринимательства, а именно менеджмент, аудит, инжиниринг и другие [4].

Международная торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами. Этот важный вид деятельности международной торговли, по некоторым оценкам, составляет 20-25% ее объема [2, с.288]. Главным документом, регулирующим международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами – ГТУ, входящее на правах приложения в соглашение о ВТО (Всемирной торговой организации). Документ определяет торговлю услугами как предоставление их с территории одной страны на территорию другой страны.

Мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства. В числе факторов, обусловивших интенсивное развитие международной торговли услугами в послевоенный период, некоторые экономисты называют:

- научно-технический прогресс, способствовавший росту производства услуг, появлению новых видов и расширению сфер их применения;

- длительный экономический подъем в большинстве стран мира, сопровождающийся ростом деловой активности, производительности труда, уровня благосостояния народа, а следовательно, повышение степени удовлетворения потребностей людей не только в товарах, но и в услугах, обеспечивающих условия жизнедеятельности;

- развитие международной торговли товарами и технологиями, миграция капиталов [3, с. 249].

Услуги международной торговли чаще рассматривают не как экономическую категорию, а c точки зрения денежных потоков, соответствующих результатам внешнеэкономической деятельности. Известный экономист-международник А. Киреев приводит такое определение: «Услуги - группа статей счета текущих операций платежного баланса» и относит к ним транспортные услуги, поездки, связь, строительство, страховые, финансовые, компьютерные, личные услуги, оказываемые резидентами нерезидентам, и наоборот [2, с.476].

Определение услуг с точки зрения денежных потоков позволяет объединить услуги мировой торговли в две группы:

- факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы, а также доходы от инвестиций, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов;

- нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

В 2001 году комиссией ООН принято «Руководство по статистике международной торговли услугами». В нем особое внимание уделяется  таким видам услуг, как телекоммуникации, финансовые услуги, услуги, связанные с Интернетом, перемещение физических лиц. Для внедрения руководства в отечественную практику потребуются соответствующие адаптация и ресурсы. Единый методологический подход в области учета услуг будет способствовать развитию статистики международной торговли услугами [5].

Необходимость обновления Руководства по статистике международной торговли услугами связана с возрастанием их роли в обороте мировой торговли. «Руководство» расширяет статистическое определение международной торговли услугами, не изменяя международные стандарты формирования статистических данных. В нем дается основа и набор рекомендаций, которые позволят предоставлять широкий круг статистических данных по международной торговле услугами.

Рассматриваемый документ предлагает четыре возможных метода учета международной торговли услугами с учетом местоположения как поставщика, так и потребителя услуг, являющихся объектом торговли.

Первый из этих методов представляет собой трансграничную поставку, когда поставщики услуг в одной стране предоставляют услуги потребителям в другой стране без перемещения поставщика или потребителя на территорию другой страны.

Второй метод учитывает потребление за границей и характеризует процесс, посредством которого потребитель, являющийся резидентом одной страны, перемещается в другую страну для получения услуги. Кроме того, предприятия в той или иной стране могут поставлять услуги в международном масштабе посредством деятельности своих иностранных филиалов за рубежом.

Третий метод поставки называется коммерческим присутствием, при котором поставщик перемещается в страну потребителя для предоставления услуги.

Четвертый метод характеризуется присутствием физических лиц и по сути аналогичен предыдущему методу, когда физическое лицо (поставщик) перемещается в страну потребителя (физического лица) для предоставления услуги.

Рекомендации, касающиеся определения, стоимостной оценки, классификации и отражения в учете торговли услугами между резидентами и нерезидентами содержатся в Руководстве по составлению платежного баланса.

Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами. Однако разнообразные виды услуг мировой торговли не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Вместе с тем важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: во-первых, приоритетное присутствие транcнациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; во-вторых, научно-технический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; в-третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг.

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов:

- формируется новая модель функционирования многих видов услуг на основе информационных технологий и компьютерной техники, что приводит к существенному изменению содержания их продукта;

- с помощью информационных сетей, компьютерных систем потребители получают доступ к информации, в режиме реального времени осуществляют торговые и финансовые операции;

- снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырьевых товаров в международной торговле;

- увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма;

 - по темпам прироста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги;

- развитию новых видов услуг способствует их удешевление и расширение доступа к ним домашних хозяйств в результате компьютеризации;

- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг [1, с.27; 3, с.246-248].

Официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «Услуги», не может дать точного представления о масштабах мировой торговли в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, нередко услуги сопровождают поставку товаров, и стоимость услуги включается в цену товара.

Во-вторых, иногда невозможно определить стоимость услуги-товара (например, лечение больного с помощью лекарств).

В-третьих, затруднительно рассчитать заработную плату иностранных рабочих, переводимую ими обратно в страну, из которой они прибыли.

В-четвертых, в статистический учет не попадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В-пятых, невозможно определить стоимость услуг во внутрифирменном обмене ТНК.

В целом зарубежные эксперты констатируют тенденцию занижения величины международной торговли услугами на 40-50% [3, с. 248].

Важнейшим фактором положительных тенденций развития является своевременная и всесторонняя оценка влияния внешнеэкономической деятельности на экономику страны, на ее платежный баланс, на социальную и культурную сферы. 

Во внешней торговле услугами к настоящему времени проблемными остаются вопросы организации и учета  международного туризма, страхования отдельных процессов ВЭД. Действующая практика учета и отчетности ограничивается узкой системой показателей, использует такие из них, которые не всегда отвечают международным рекомендациям, группировкам и классификациям. С точки зрения статистики проблемы, с которыми сталкивается, например, международный туризм, типичны для всей сферы услуг. Трудности формирования отчетности об экономической деятельности в области туризма усиливаются отсутствием четкого разграничения между общеэкономическими и показателями туризма. В случаях недостаточного информационного обеспечения в зарубежной практике для получения недостающей информации прибегают к выборочным обследованиям. Однако отечественная статистика еще не накопила достаточного опыта их использования при изучении туризма.

Недостаточно разработанными являются методы сопоставления и оценки нерыночных услуг, которые в международных сравнениях считаются «трудно сопоставимыми». В настоящее время отсутствует общепризнанный метод сопоставления этих услуг. Используемые в практике сопоставлений методы «реферативных паритетов покупательных способностей» (ППС) и переоценки по элементам затрат (или прямой ценовый метод) имеют как свои преимущества, так и недостатки. Метод «реферативных» ППС предлагает использование для оценки потребления нерыночных услуг обобщающего ППС, исчисленного для конечного потребления домашних хозяйств и базирующегося в основном на рыночных ценах товаров. Так как в менее развитых странах существует относительно низкий уровень цен на услуги, то использование таких ППС для нерыночных услуг приводит к значительному занижению объемов этих услуг.

Считается, что метод сопоставления нерыночных услуг на основе переоценки элементов затрат в большей мере согласован с используемыми методами расчетов динамических рядов показателей ВВП в постоянных ценах, принятых в СНС. Основным недостатком этого метода является то, что он не учитывает различия в производительности труда (трудоемкости отдельных видов услуг). Это менее существенно в расчетах, охватывающих сравнительно короткий промежуток времени, чем в пространственных сопоставлениях, охватывающих страны с разным уровнем развития.

Из-за отсутствия более совершенного метода сопоставления нерыночных услуг в практике международных сравнений пока используется метод переоценки по элементам затрат, но для его применения необходима надежная и сравнимая в международном плане исходная информация об оплате труда занятых по профессиям. Поиск альтернативных методов измерения выпуска нерыночных услуг и средств их выражения в постоянных ценах является одним из вопросов интенсивного изучения специалистами разных стран и международных организаций.

Информация об экспорте-импорте товаров и услуг служит основой для составления внешнеторгового и платежного балансов страны. Общая сумма  экспорта и импорта определяется в ценах мирового рынка и переводится на внутренние цены. Необходимо отметить, что индексы экспортных и импортных цен фиксируют изменение базовых цен только на основные товары экспорта (импорта). Следовательно, методологической проблемой остается до сих пор тот факт, что индексы экспортных (импортных) цен не охватывают экспорт (импорт) услуг.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших приоритетных составляющих стратегии экономического роста. Она выполняет особую роль в обеспечении интеграции экономики Российской Федерации в мировое экономическое хозяйство, международное разделение труда, в ускорении вхождения экономических, правовых и других российских структур в систему международных стандартов, в частности, стандартов ВТО и ЕС, участие нашей страны в деятельности международных экономических, научно-технических и других учреждений и организаций. 

Важно подчеркнуть, что несвоевременное решение стратегических задач развития сферы услуг на уровне международных требований и стандартов в будущем угрожает потерей определенных приоритетов государства. Поэтому реализация всего спектра стратегических и тактических задач, связанных с развитием мирового рынка услуг, ограничено во времени и требует первоочередного решения.

Литература:

1.Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – №2 . – С. 24 - 32.

2.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.- Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Уч.пос.для вузов.- М.: Международные отношения, 1997.- 416 с.

3.Пузакова Е. П. Мировая экономика. Ростов н/Д: «Феникс»,  2001.  –  480 с.

4.Сидорова А.В. Экономико-статистические методы в управлении сферой  услуг. Монография. – Донецк: ДонНУ, 2002. – 239 с.

5.Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Под ред. А.В.Сидоровой.- Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2001.- 236 с.