Каталог статей

Недеря А.С.

Проблемы информационного обеспечения коммерческой деятельности торговых предприятий

Вовремя доставленная исполнителю релевантная информация является одним из главных условий успешного выполнения функций и эффективного достижения поставленных целей. Важнейшим условием эффективности и конкурентоспособности становится скорость нахождения, использования и преобразования исходной информации в решения и действия, направленные на изменение качества или количества продуктов и/или услуг на целевом рынке. Тенденции роста организаций и расширения специализации — это сигнал к преобразованию функций информационного обеспечения в специализированную отрасль деятельности, интегрированную с процессами управления.

Основное назначение информационного обеспечения – качественное информационное обслуживание специалистов разных служб на предприятии путем предоставления им достоверной, своевременной и достаточной информации для выполнения ими функций управления и принятия решений.

В основном на предприятиях используют централизованные, децентрализованные и распределенные способы обработки информации.

Централизованная обработка информации предполагает централизованное размещение вычислительной техники и обслуживание нескольких пользователей. При децентрализованной обработке информации, вычислительная техника находится у конкретного пользователя, и он использует ее для решения собственных задач. Распределенная обработка информации используется в сетях.  При этом используется децентрализованная обработка информации с помощью рассредоточенных ПК.

К числу элементов информационного обеспечения можно отнести следующие:

1) состав информации, то есть перечень информационных единиц и их совокупностей, необходимых для решения задач конкретного взаимодействия бизнес-субъектов;

2) структуру информации и закономерности ее преобразования, т.е. правила построения показателей, документов, правила агрегации и декомпозиции информационных единиц, их преобразование;

3) характеристики движения информации, т.е. количественные оценки потоков информации, определение маршрутов движения документов, построение схем документооборота, определение временных характеристик функционирования источников информации, получение первичных данных и их регистрацию, определение продолжительности и порядка их хранения, переоценки и обновления;

4) характеристики качества информации, т.е. систему оценок полезности, значимости, полноты, своевременности, достоверности, надежности и т.п.;

5) способы преобразования информации, т.е. методы отбора, доставки, распределения информации, методики расчета показателей, схемы обеспечения информацией структурных подразделений системы управления, методы и способы подготовки оперативных данных для решения задач.

Функции информационного обеспечения крупных и средних компаний оформились в самостоятельную, хотя недостаточно структурированную и, главное, слабо интегрированную в систему управления отрасль. Подразделения и персонал, отвечающие за информационное обеспечение, как правило, не представляют единого целого как в смысле формальной структуры, так и в плане бизнес-процессов.

В общем и целом проблема сводится к тому, что:

· деятельность компании как единого организма, а также ее подразделений и работников не имеет полного объективного информационного отображения или фиксируется фрагментарно;

· невозможно узнать историю вопроса: кто был инициатором, каковы были исходные документы и содержательные основания, почему и кем было принято конкретное решение;

· отсутствует возможность найти нужные документы или даже получить сведения об их существовании;

· не получается извлечь адекватную запросу информацию из документов, в которых она содержится;

· документы "движутся" медленно, на какой стадии находится процесс, никому не известно, важные бумаги иногда теряются;

· появляются дублирующие или противоречивые документы;

· поручения подготовить документы не осуществляются в срок или вообще не выполняются.

На рынке информационных услуг существует множество программных продуктов, которые в значительной степени способны восполнить пробелы в информационных технологиях компаний, но внедрение ПО не даст положительных результатов без предварительной подготовки и настройки организационной системы, ее согласования с конфигурацией бизнес-процессов и формальной структурой компании.

Необходимо разработать такой вариант построения организационной системы информационного обслуживания предприятия, которая была бы объединена с технологией оперативного управления бизнес-процессами и способна:

1. контролировать состояние работ и результатов по важнейшим направлениям текущей деятельности;

2. обеспечивать компанию полной (с точки зрения наличия) релевантной информацией;

3. регулировать движение информационных ресурсов для использования в целевой деятельности согласно направлениям и ритмам бизнес-процессов;

4. оперативно извлекать информацию из огромного массива разнородных источников для текущих и перспективных задач управления;

5. адсорбировать, аккумулировать, анализировать и обобщать документированный опыт профессионалов, превращая его в общедоступный корпоративный интеллект;

6. упорядочивать деятельность, связанную с развитием информационной системы.

При этом основным принципом информационной политики в отношении информационного обеспечения является принцип релевантности, означающий на практике необходимость ответа на вопрос о том, какая информация и в каком объеме необходима для осуществления качественного управления взаимодействием субъектов рынка. Другими словами принцип релевантности предполагает обеспечение соответствия информационных и исполнительных механизмов управления. При этом адекватная информационная политика должна не только контролировать ресурсообеспеченность информационно-управленческого процесса, но и стимулировать и направлять его развитие.

Литература:

1.Оксанич А. П. Інформаційні системи і технології маркетингу [Текст]  – К. : „Видавничий дім „Професіонал”, 2008. – 320 с. ISBN 978-966-370-077-9

2. Данюк В.М. Організація праці менеджера [Текст] – К. : КНЕУ, 2006. – 276 с.  ISBN 966-574-850-5

3. Скороходов В.А. Автоматизоване робоче місце менеджера [Текст] – К. : „Видавничий дім „Професіонал”, 2006. – 416 с. ISBN 978-966-370-083-0

4. [сылка более недоступна}

5.  [сылка более недоступна} [Электронный ресурс]